РИГА, 22 авг – Sputnik. Развязанная США война на мировом газовом рынке вступила в новую фазу: американский президент Дональд Трамп в августе подписал закон о новых санкциях против России. Однако за победу над "Газпромом" будут расплачиваться европейцы. Газета "БИЗНЕС Сегодня" выяснила, какую лепту вынуждена будет внести Латвия.
У кручины есть причины
Как известно, перед подписанием закона "О противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 года" Трамп побывал в Польше на форуме лидеров 12 государств, расположенных вокруг Балтийского, Адриатического и Черного морей. Съехались на него и главы Латвии, Литвы и Эстонии.
Нас касается напрямую
Депутат Европарламента от Латвии Артис Пабрикс уже заявил, что новые санкции США против России могут отрицательно сказаться на Латвии. По его словам, хотя эти санкции в первую очередь направлены против предприятий, вовлеченных в проект газопровода "Северный поток — 2" по дну Балтийского моря, теоретически они могут быть обращены и против других энергокомпаний.
"Нам надо быть внимательными и надо все рассматривать детально, а не только видеть белое и черное. Санкциям против "Северный поток — 2" — да. Но если есть позиция, согласно которой ЕС старается обеспечить себя поставками газа из разных мест, то может быть лучше сказать "нет", — отметил Пабрикс.
Он добавил, что решение Конгресса США не означает того, что все энергокомпании, сотрудничающие с россиянами, автоматически подпадут под санкции, но нужно следить за развитием событий.
Реорганизация началась
На днях Latvijas gāze (LG) отчитался бирже Nasdaq Riga о результатах по первому полугодию. Как оказалось, оборот супердоходной компании составил 177,336 млн евро, что на 2,5% меньше, чем годом ранее, а прибыль уменьшилась на 23,9% — до 14,14 млн евро. В отчете говорится, что нетто-рентабельность компании составила 8% по сравнению с 10,2% год назад. И связано это с затратами на открытие газового рынка, который, как полагают эксперты, является стратегическим событием для вхождения на рынок американского газа.
В соответствии с требованиями ЕC и законом об энергетике, LG до января 2018 года должна отделить торговлю газом от его распределения. В отличие от системы передачи и хранения газа, которая была отделена от LG в прошлом году путем создания АО Conexus Baltic Grid, на раздел распределительной системы и торговли газом не распространяется требование о смене владельца. Таким образом, отделенная компания может быть дочерним предприятием LG. Решение предусматривает, что основной капитал Gaso составит 39,9 млн евро, а номинальная стоимость одной акции — 1 евро.
Оборот сегмента распределения газа LG в прошлом году составил более 50,8 млн евро из 392,2 млн евро общего оборота компании в 2016 году (-11,8% по сравнению с 2015-м).
Три в одном
От раздробления одного большого монополиста на три компании нашему государству не стоит ждать ничего хорошего, уверен Вилнис Дукште, бывший сотрудник Latvenergo, эксперт в области энергетики и инженер-проектировщик электросетей с почти полувековым опытом.
Если рассуждать с точки зрения потребителей, то тут картина получается следующая.
"Короткая цепочка "производитель — потребитель" прекратила свое существование. Она превратилась в длинную цепь. Увеличив количество компаний, через которые газ будет поступать к окончательному потребителю, значительно увеличиваются расходы. Эти предприятия надо содержать, платить сотрудникам зарплату, обеспечивать работу инфраструктуры и т.п. Из чьего кармана будут браться деньги на все это? Конечно, газ сильно подорожает. Думаю, на 60-70% минимум. Разговоры о подорожании лишь на 40% — наглая ложь", — подчеркнул он.
Драка за "Инчукалнс"
По словам Дукште, интересы США повлияют и на ситуацию с Инчукалнским подземным газохранилищем.
Напомним, что на днях премьер-министр Латвии Марис Кучинскис заявил, что государству следовало бы сохранить контроль над Инчукалнским подземным газохранилищем.
С открытием газового рынка в апреле текущего года вступил в силу закон об энергетике, предусматривающий преимущественное право государства на приобретение оператора системы передачи и хранения природного газа Conexus Baltic Grid, владельцами которого являются российский "Газпром" (34,1%), Marguerite Fund (29,1%), немецкий Uniper Ruhrgas International GmbH (18,3%) и Itera Latvija (16%).