Алло, это прачечная? Что надо знать о битве Оксимирона и Гнойного

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Миллионы просмотров рэп-баттла свидетельствуют не столько о популярности жанра, сколько о любознательности граждан и их стремлении понять, что же это все-таки такое. Объясняем

Пару лет назад меня пригласили судить местный рэп-баттл. До того момента мои знания о популярной молодежной субкультуре исчерпывались общеобразовательной католической программой, в которой Децл такой молодой, Тимати — не попса, Эминем, не затыкаясь, импровизирует в "Восьмой миле", а сверху крышует индустрию неутомимый дух покойного Тупака.

А, еще у соседей играло по субботам: "Пойду. Водки найду. Водки найду! What can I do?"

Все так и есть, но все, разумеется, по-другому… Впрочем, сначала о местном баттле.

Ударить можно и словом

В маленьком рижском клубе было много народу: рэперы, друзья рэперов, подруги рэперов, возможно — родители рэперов (по крайней мере матерей в ходе мероприятия упоминали так часто, что казалось — проигравших неудачников дома поставят в угол), в общем, народ охотно ходит на баттлы — всегда приятно посмотреть, как два человека унижают друг друга в рифму. Хотя в рифму не всегда. Тут главное — держать ритм и лицо.

Молодые артисты очень боялись. Это вообще трудно — выступать на публике, а в заданной агрессивной стилистике баттла не облажаться невозможно. Подавляющее большинство молодых участников выглядит так: выскакивает на сцену симпатичный паренек в модных кроссовках и ослабленных штанах, возможно — с бритыми висками и хвостиком, а то бывает — и в кепке, и давай метаться между обмороком и дракой, пытаясь вспомнить свой полный утонченных ругательств и грубых манипуляций с мамой противника текст.

Текст нужно произнести быстро, уверенно, попадая в ритм, нужно качнуть оригинальное, стереть противника крупной наждачкой своего остроумия, прожектор лупит, вокруг ржут и улюлюкают тесным кольцом беспощадные зрители, а ты забыл строчку, тянешь телефон из кармана: "Я твою маму… твою маму… секундочку — А! Я твою маму… это самое, а можно еще раз мне с начала бит включить?" И все. Перегорел, опозорился, слился под жидкие аплодисменты твоей уже бывшей девушки, которая прячет глаза.

Рэп-поединок — самая беспощадная вещь, один раз запутался в панче, не смог быстро пошутить, сбился, оступился, потерял гонор — и тебя уже доедают собаки под барной стойкой, куда ты сам закатишься от невыносимого позора.

Это вам не у барьера спорить

Поэтому, победить в баттле высокого уровня — очень престижно. В них выживают самые прокачанные и харизматичные ораторы, и вот сейчас спросите меня — хорошо, а смог бы, допустим, Владимир Вольфович Жириновский победить в рэп-баттле, задавив, как говорится — опытом?

И отчего тогда этот опытный боец разнообразнейших дискуссий давно уж не нащелкал по носам всяким Оксимиронам (кстати, кто это?), раз уж эти "версусы" смотрят по интернету миллионы? А вот, а вот. Подбираемся к ответу.

Жириновский не умеет в рэп-баттл, потому, что это — искусство. Серьезно, тут не только мое оценочное суждение, а давно уже нотариально заверенный факт: именно на этой площадке и происходят главные поэтические дуэли нашего времени. Маму вертят только на первой стадии… А так — там имажинизм, неокрестьянская лирика, там Есенин и Маяковский наших дней, интересуемся мы ими или игонорируем… Где "там"? В Петербурге же, 6 августа. Где и проходило самое долгожданное и обсуждаемое культурное событие года: срались два рэпера.

Допустим, Оксимирон

Информация к размышлению: провальный для Окси, признанного кумира молодежи, баттл с Гнойным длится мучительный бесконечный час — это вам не стишок про собаку злую пробормотать.

Вот Оксимирон, он кто? Есенин? Маяковский?… Читал он, кстати, Гумилева, и тот зашел плохо. Уныло зашел, да и сам рэпер грустно оправдывается, что зря ушел в лирические отступления. Подвела утонченность в битве архетипов.

Oxxxymiron и правда популярный. Это влиятельный, условно молодой музыкант последних лет, матерый фристайлер, активно пожинающий ошеломительные плоды своего упорного труда.

По паспорту его зовут Мирон Янович Федоров, его отец физик-теоретик, а мать — библиотекарь. Ну и кто из нас самый начитанный? Правильно, Мирон.

Оксимирон шел, шел и пришел к успеху. У него альбомы, клипы, стадионы, награды. Он человек недавнего года в GQ. Он режет всем лысую правду в глаза, он язвительный, бледненький и обманчиво чахлый, как Нео из второй "Матрицы". Все любят Мирона.

Продул в баттле он впервые. (Тринадцать миллионов просмотров на момент написания этого текста!).

Так а что ему этот баттл, спросите вы меня, если он крепкий устоявшийся артист со своей аудиторией? Так я же вам живопишу: без победы в баттлах рэпер — просто Тимати. Что тоже, наверное, неплохо, но мы же не про бизнес, а, все-таки, про культурку.

В общем, по гамбургскому счету Маяковский и Есенин бьются только в кабаке на баттле.

Таким образом, знаменитого лысого грустноглазого умного сложного Оксимирона победил выскочка Гнойный. Вроде и узкоспециальное событие, а в итоге в Америке может быть от этого в следующий раз не того Трампа выберут. Надо поинтересоваться.

Нам время тлеть, а им цвести

Да что за "Гнойный" и отчего такое имя неприятное? Можно использовать другие — Вячеслав Карелин, или Слава КПСС, или даже Соня Мармеладова. Все это — победитель Оксимирона, который за три обезвоживающих раунда смог сбить спесь с последнего, напирая на "ты был голодным эмси, съел других и в итоге зажрался. Ты самовлюблен, и хотя здесь не театральные подмостки, ты провел времени за зеркалом больше, чем Андрей Тарковский".

Слава КПСС — реально бесстрашный. Я напомню, что все-таки рэп-баттл это не переписка Энгельса с Каутским, там лексика 18+, а иногда и 80+, это окрепшие юнцы, которые робко вращали маму в первых абзацах нашего повествования. В итоге они развешивают такую акробатику из родственников, отдельных органов и обвинений в половых перверсиях, что застесняется и портовая шлюпка, мягко говоря.

Но потом привыкаешь, это как сцены насилия в "Игре престолов". Главное начать, потом втянешься.

"Обколются своими панчами, а потом по подъездам рэп читают!"

Помимо Тарковского, в общем, Слава КПСС, знает и умеет много чего. Ему 28 лет, он вращает маму с 2012 года, а до этого был панком, в общем — лютый постмодернист.

Если Оксимирон — звезда хип-хопа в зените, то Слава КПСС — широко известный в узких кругах боец живого рэпа, именно баттловый победитель, и практический навык валить оппонента на сцене у него отточен не меньше, чем у Федорова. А, может, и больше.

Вот в этом месте все, должно быть, уже смешалось у вас в голове… Так они наркоманы или нет? Мы их любим или осуждаем? Обязательно ли смотреть весь час, чтобы понять всю суть современной русской поэзии?

Однозначный ответ на эти вопросы вам даст только вышеупомянутый Владимир Вольфович, раз уж он все равно пришел в этот текст.

Человек же отягощенный сомнениями должен сам бороться и искать, найти на ютубе и не сдаваться. Или вовсе не смотреть, ведь развязку вы уже поняли: победил (неожиданно для многих!) Слава КПСС, а любимчик публики Оксимирон внезапно был повержен.

Есть мнение, что Оксимирон зажрался. Есть мнение, что Оксимирон был слишком тонок, а судьи не прохавали. Есть мнение, что Гнойный много тренировался, а Оксимирон подошел без должного старания. Все это очень жизненно и поучительно.

А закончить я бы хотела неожиданной радостью. Пресса сообщает, что рэпер Децл отсудил у рэпера Басты компенсацию за "лохматое чмо". А это еще одна победа!

Потому что культурнее надо быть. Культурнее.

Лента новостей
0