РИГА, 16 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. В Гробиня сделали по заказу американцев макет вертолета Falcon для тренировки пожарных, готовятся к созданию точной копии Boeing, а в будущем году сдадут часть конструкций небоскреба "Лахта-центр" в Санкт-Петербурге.
Считается, что Лиепая и ее окрестности – один из самых депрессивных регионов Латвии, где большие и средние производства давно канули в Лету. Однако, как оказалось, далеко не все. Причем, остались такие, где занимаются самой эксклюзивной продукцией – не только по латвийским меркам, но и по мировым. В этом легко убедиться, побывав в машиностроительных цехах завода RK Metals в городке Гробиня у самой Лиепаи. Здесь теперь только и успевают выполнять заказы клиентов — от России до США и Китая.
С некоторых пор, если заходит речь о каком-либо "металлическом" производстве в "городе лип", сразу начинаешь искать общее с уничтоженным заводом Liepājas metalurgs. Может, появился преемник? Однако, по словам члена правления RK Metals Артема Фокеева, тут ничего общего с упомянутым заводом нет вообще.
На заводе Liepājas metalurgs делали главном образом арматуру, из которой потом что-то производили. А, например, на RK Machinery (структурное подразделение предприятия RK Metals мощного акционерного общества UPB) создают уникальные металлические изделия. Потом всевозможные подъемные краны, платформы, изделия для автоматизации производственных процессов, сложные вакуумные установки для медицинской и пищевой промышленности, используются в цехах заводов.
Как немцы латвийцам уступили
"У нас не поток, не конвейер. Заказчик ставит задачу, а мы думаем, как ее решить. А поскольку мы являемся частью большого холдинга UPB, специалисты которого могут работать в любой точке мира и выполнять самые разные задачи, то все делаем в рекордно короткие сроки", — говорит Артем Фокеев и проводит нас в большой цех.
Самый четкий пример того, как работают на предприятии, такой. Поступил заказ от Латвийской национальной оперы — сделать лифт, способный за 90 секунд поднимать до уровня сцены (высота 8 метров) даже 30-тонные грузовики — с декорациями и еще много с чем.
Вначале руководство оперы обратилось к одному германскому предприятию, но немцы поняли, что вовремя ничего сделать не успеют, и стали искать — кому передать заказ. Вышли на RK Metals, а оттуда и на специалистов RK Machinery из экспериментального производства. В результате, в Гробине за 14 недель заказ выполнили – в срок. Причем, здесь разработали буквально все – механику, гидравлику, систему управления и электронику. Потом все отвезли в Ригу, где подъемник быстро смонтировали. Через 4 часа после доставки к зданию оперы подъемник уже можно было использовать по полной! Немцы, узнав о том, за какой срок в латвийской глубинке все сделали, лишь руками развели: мы бы точно так не смогли…
Структуру RK Machinery создали в концерне UPB четыре года назад. А вообще в составе индустриального холдинга (теперь, наверное, крупнейшего предприятия в Курземе) есть заводы фасадных и металлических конструкций, железобетонных изделий и еще много чего. Работает в холдинге более 1,5 тысячи человек, и еще довольно много людей находится за границей, откуда поступают заказы: там специалисты занимаются монтажными работами, реализацией разных проектов и так далее.
Вообще, RK Machinery изначально открыли, чтобы выполнять самые эксклюзивные работы на заводе фасадных конструкций AILE grupa (тоже от UPB), но потом систему слегка поменяли. На RK Machinery под одной крышей собрали молодых инженеров и сильных менеджеров, знающих законы рынка многих стран. И работа закипела.
От жаркого Баку до Северной Пальмиры
Как раз сейчас предприятие участвует в строительстве небоскреба "Лахта-центр" — главного офиса компании "Газпром" в Санкт-Петербурге. К этой работе RK Machinery подключилось через австрийского партнера, занимающегося фасадными конструкциями. Причем, RK Machinery досталась наиболее сложная работа — то, что невозможно выполнить на поточном производстве.
В UPB работает более 100 инженеров, причем – молодых. И новые специалисты здесь всегда нужны. Именно поэтому компания сотрудничает с РТУ, ЛУ, Сельскохозяйственной академией в Елгаве – поставщиками инженеров. Компания выбирает перспективных студентов чуть ли не с первого курса, помогает практиковаться на реальном производстве, а когда молодой человек заканчивает вуз, ему уже готовы предложить работу.
"У нас инженер участвует в реализации целого проекта – с нуля до монтажа. Это для развития инженера исключительно важно, ведь он осваивает важнейшие навыки на всех этапах производства. Самый четкий пример того, как работают наши инженеры – мега-заказ из Азербайджана. Там нам надо спроектировать и построить ангар для Boeing 747 с самыми передовыми системами безопасности", — говорит собеседник Sputnik.
Несгораемый вертолет и самолет с одним крылом
Обычно все заказы приходится выполнять не просто быстро, а в предельно сжатые сроки. Так было и с заказом от одной компании из США, специализирующейся на макетах самолетов и вертолетов для тренировки пожарных и спасателей при аэропортах в разных странах. В этом году латвийцам заказали построить макет вертолета Falcon для аэропорта в Словении.
Макет надо было сделать один к одному с настоящим вертолетом, но только выполняли его не из легкого алюминия, который горит и плавится, а из сверхнадежной стали. Оно и понятно, ведь макет, напичканный внутри всевозможными устройствами, чтобы имитировать очаги задымления и возгорания, не должен никак деформироваться.
"Американскому партнеру очень нравится с нами работать. Фактически мы стали мостом между Европой и Америкой. Ранее мы ничем подобным не занимались, но все получилось, причем – сходу. И теперь на стадии проектирования новый заказ от тех же американцев: надо сделать макет передней части самолета Boeing с одним крылом. Длина его будет 18 метров, диаметр — около 4 метров, плюс крыло. Все, что вы видите в салоне самолета из самых разных материалов, у нас будет из стали, например, кресла, ящики для багажа. Проект непростой, но мы обязательно его выполним – и даже не сомневаемся в этом", — заверил Артем Фокеев.