Новым послом в России назначен тяжеловес латвийской дипломатии — бывший министр иностранных дел, представитель Латвии при НАТО Марис Риекстиньш. Прежний посол, Астра Курме, отправлена загорать в ОАЭ, где её обязанности де факто ограничатся решением вопросов латвийских моряков.
Риекстиньш – типичный советский латыш. В институте физкультуры (ныне спортивная академия), которую он окончил, студент Марис был секретарём комитета ВЛКСМ и, как воспоминают учившиеся с ним, убеждённо агитировал за советскую власть.
Кстати, в самой спортивной академии мало что поменялось за эти годы. С моего приятеля, который в двухтысячных решил возобновить в ней обучение после двадцатилетнего перерыва, в библиотеке содрали штраф за несданный в 80-е годы учебник по истории партии. Любые отговорки, что учебник коммунистический и "оккупационный" не прошли, деньги пришлось выложить.
После 1991 года перекрасившийся из комсомольца в националиста Риекстиньш начал уверенно делать карьеру в только что созданном латвийском МИД. Пришёлся по душе американцам, которые и благословили его выдвижение от "Народной партии" на роль министра иностранных дел.
Чем запомнился Риекстиньш как министр? Лично мне — феерическим "ляпом", когда на пресс-конференции в 2008 году он объявил выдачу мне въездной визы в Латвии "технической ошибкой". То есть мне визу на мероприятие Совета государств балтийского моря в Риге выдали, а потом отозвали, назвав это "техническим браком".
Что ждать от Риекстиньша как посла? В первую очередь — расширения бизнес-контактов. Он будет системно развивать экономическое взаимодействие, не забывая и про свой личный интерес. "Народная партия" приказала долго жить, но бизнес-интересы стоявшего за ней Андриса Шкеле никуда не делись.
Думается, по этой стезе и будет двигаться российско-латвийские экономические отношения. Возможно, в качестве субподряда Риекстиньш возьмётся и регулировать проблемы перевалки грузов через Вентспилс. Отметим, что Риекстиньш дипломат опытный, делянку двухсторонних политических отношений будет вспахивать прилежно, не бросаясь в крайности.
Можно ли что-то добавить? Да. Наверное, зайдя в московское караоке, оглянувшись по сторонам, чтобы его никто не видел, Риекстиньш исполнит песню своей молодости "Комсомольцы-добровольцы":
Хорошо над Москвою-рекой
Услыхать соловья на рассвете,
Только нам по душе непокой,
Мы сурового времени дети.