РИГА, 13 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. Латвийские производители рассчитывают работать до следующего урожая только на местном зерне, фермеры — довольны.
Владелец крестьянского хозяйства Liepziedi в Эмбургском районе Гундарс Лиепа обрабатывает 800 гектаров пахотной земли. Гундарс крепко стоит на ногах: у него два новых германских комбайна Lexion S70 Claas стоимостью 300 тысяч евро каждый и 8 тракторов. Он одним из первых в Земгале начал уборку яровой пшеницы. Урожай его радует.
"С пшеничного поля выход зерна — 7 тонн с гектара. На этом маленьком поле всего 7 гектаров, я специально подобрал такие размеры, чтобы убрать все за один день. А назавтра этот комбайн перейдет на соседнее поле", — рассказал Sputnik земгальский хлебороб.
Страда началась
Главное желание латвийских крестьян — минимум осадков в августе. По прогнозам Gismeteo, ожидается солнечная погода, вроде урожаям ничего не грозит. Страда началась в Латвии в конце июля с уборки рапса, но колоскам зерновых можно подождать еще неделю-две до полного созревания.
Определенно, есть магия в плывущем над полем комбайне, из которого в идущую рядом машину с бункером струится поток зерна. Это завораживает. На выгоревшем до светло-желтого цвета поле хозяйства "Липовые цветы" флегматично гуляют аисты. Жара, синее небо и яркое солнце, сплошной забор золотистых колосьев до самой полоски леса, чернеющей где-то почти на горизонте — типично деревенский пейзаж, он ведь одинаков что в Латвии, что в средней полосе России, равно как для целинных степей Казахстана и украинского черноземья.
Безусловно, августовская страда для крестьянской Латвии — самое важное событие в году. Это уже не лирика, реальная экономика. Урожай можно застраховать в одном из страховых обществ, но все же большинство крестьян рассчитывают на лучшее. Риски тут самые разные, от потрав животными и птицами, до непогоды, сильно влияющей на урожайность. Правда, кабаны больше не представляют угрозу потравы: по словам крестьянина, в этом сезоне в окрестностях Эмбурга их не видели — пандемия африканской чумы свиней плюс отстрел за деньги, разрешенный после вспышки АЧС, уничтожили почти все поголовье лесных свиней в Латвии.
По словам Гундарса, есть сорта пшеницы, дающие в Латвии более 10 тонн с одного гектара — но погоня за количеством не всегда идет на пользу качеству.
Зерно делится по категориям, где первый класс — идеальное качество для переработки в пищевую продукцию, а низший 5-й класс — это кормовое зерно для скота и переработки в комбикорма. Свой урожай пшеницы Гундарс оценивает на второй класс: это нормальная кондиция, чтобы из муки его зерен были произведены макаронные изделия или испечен хлеб, которые купят латвийские потребители.
"В 2015 году озимая пшеница не взошла — пришлось пересеивать поля, но свою прибыль мы отыграли за счет хорошего урожая летних сортов. У меня в этом году сто гектаров пшеницы, и столько же было отведено под рапс. Урожай рапса мы уже собрали, вывезли в порт, а пшеницу мы начали собирать одними из первых в нашем Эмбургском районе. Посмотрим, если успеем, сдадим комбайны и автобункеры для зерна соседям, а то у нас два комбайна за 600 тысяч евро работают 25 дней за год", — говорит фермер.
О рентабельности своего бизнеса он говорить, разумеется, не стал — конкуренция в крестьянской среде сегодня, пожалуй, не меньше, чем во времена землемеров во второй половине XIX века, описанных в одноименной книжке Рейниса и Матиса Каудзит. Незачем соседу знать, сколько заработал Гундарс Лиепа. А государство, распределяя деньги Аграрного фонда ЕС, помогает местным земледелам субсидиями на уровне 30% от евросубсидий французских фермеров. В Латвии с этим свыклись, не жалуются.
"Мы не греки и галлы, мы работаем, жаловаться нам некогда. Все зависит от людей: французы привыкли к высокому уровню жизни, у нас он такой, — Гундарс Лиепа проводит ладонью на уровне ниже пояса. — Но мы привыкли работать. Мы получаем на каждый гектар независимо от культуры в среднем 100 евро евросубсидий — это и есть помощь Европы. В каждый гектар надо вложить 400-500 евро в среднем, а что ты достаешь больше, то и есть твоя прибыль. Зерно вырастет и даст плод, каким он будет — решать тебе".
Овес нынче дорог
Гундарс Лиепа у себя Эмбургском крае возделывает также стручковые бобы и горох — урожай будет убираться этими же комбайнами чуть позже в августе и почти полностью будет экспортирован в арабские страны. А также картофель — в основном для местного рынка. Пару лет назад фермер начал партнерство с производственным комбинатом Rīgas dzirnavnieks, который запустил в Латвии масштабную программу по посевам овса, который на "Рижском мельнике" перерабатывается в десятки видов пищевой продукции.
Это известные в России, Китае и даже в Северной Африке мюсли и овсяные хлопья "Геркулес" (а торговая марка Herkuless, наряду с Dzintars — то, что после 26 лет независимости смогла сохранить Латвия от брендового советского наследства). Но с зерном этой культуры проблема — овес, который традиционно выращивался в Латвии, имел зерна серого цвета и мелкого размера. И "Рижский мельник" стал закупать в Швеции селекционный овес сортов Vivianna и Peppy, выведенных в этом веке. Крупные желтые зерна — не для скота, людям, дали урожайность на 50 га поля хозяйства Liepziedi в объеме 5 тонн с гектара.
Программа Rīgas dzirnavnieks, причем конкурент Dobeles dzirnavnieks также запустил такую программу, стимулирует фермеров в овсяном направлении. Весной крестьянам предоставляют качественное зерно бесплатно, а расчет идет при сдаче овса на мукомольный комбинат в августе-сентябре. Таким образом, фермерам не надо брать кредиты на посевной материал, они экономят проценты. А мукомолы получают качественный овес.
"В этом году мы планируем закупки для переработки более 150 тонн зерна разных видов, где около половины — пшеница. В программе выращивания овса нашими партнерами стали 30 крестьянских хозяйств из разных регионов Латвии, это зерно растет на площади 3200 гектаров. В последние годы мы увеличили закупки овса на 30%, чтобы покрыть растущий спрос на Herkuless на экспортных рынках. Раньше закупалось больше ржаное зерно, но продукция из овса все более востребована потребителями стран Скандинавии, Ближнего Востока и Китая, — рассказывает член правления АО Rīgas dzirnavnieks Жилвинас Пакелтис.
Уже пшеница золотится, уже по пояс мне она
Пшеница основной злак, возделываемый латвийскими крестьянами. Доля этого зерна различных сортов на сельскохозяйственных угодьях составляет примерно 50%. Урожай озимой пшеницы, как бывает всегда после бесснежной зимы, ожидается не столь хороший: в среднем — 4,3 тонны с гектара, в 2016 году было собрано 4,8 тонны с гектара. Но летние посевы оказались неплохими, несмотря на холодную весну и начало лета.
Урожайность в Земгале и Видземе в этом году в среднем выше, чем в регионах России, Украины и Казахстана. Заморозки в Латгалии немного испортили среднюю картину, но в целом 3,5 млн зерна всех культур — это хороший показатель. В России, где начинается страда, Минсельхоз прогнозирует урожай зерна на уровне 100-105 млн тонн при 117 млн тонн в прошлом году. Засуха на Украине, по прогнозам, позволит собрать всего лишь около 20-22 млн тонн пшеницы — это худший показатель за последние 40 лет. Правда, украинское зерно ожидается лучшего качества, сухая погода предотвращает фузариоз и способствует улучшению качества пшеницы: доля продовольственного зерна в новом урожае может составлять даже 65-70%.
В связи с недостаточно щедрым урожаем, разумеется, закупочные цены выросли почти на все зерновые культуры. Для латвийских крестьян это дополнительный бонус, учитывая, что половина пахотных земель в республике колосится спелой пшеницей. Биржевые цены на это зерно 2-го продовольственного класса две недели назад составляли 180-190 евро за тонну, сейчас по контрактам они колеблются на уровне 165 евро. Небиржевые рожь и овес тоже подорожали: в 2016 за тонну продовольственной ржи платили 125 евро, сейчас минимум 132 евро. Тонна простого овса стоит 150 евро, при урожайности 4-5 тонн с гектара норма прибыли тут более 20% — неплохой показатель.
В связи с растущим спросом на биопродукцию в Западной Европе и Скандинавии цены на продовольственное биозерно за последний год увеличились на 15-25%. Так, тонна биологически чистого овса сейчас — это 280-300 евро за тонну, а три года назад было 170 евро. Из 3,5 млн тонн латвийского зерна нового урожая около 1,1-1,3 млн тонн будет переработано для потребления на местном рынке или использовано как фураж, остальной объем будет экспортирован на различные евразийские рынки.