РИГА, 7 авг – Sputnik. Жителям Латвии не стоит беспокоиться из-за возможного прихода в Латвию сети Lidl, написал публицист Юрис Пайдерс в газете Neatkarīgā Rīta Avīze. Полный перевод статьи выполнен журналом "Открытый город".
После восстановления независимости и отмены визового режима, когда были открыты границы и латвийцы стали регулярно ездить в крупные страны ЕС, практически всех путешественников шокировали отличия в ценах там и здесь. Было время, когда в немецких супермаркетах цены были почти вдвое ниже, чем в рижских.
Причина проста. После восстановления независимости в Латвии был создан очень благоприятный для развития торговли режим, целью которого было повысить удельную долю отрасли услуг в экономике. В том числе проявлением протекционизма торговой отрасли стало то, что в Латвии торговцу дана полная свобода по установлению цены на товар – у нас нет законодательных (или добровольно принятых отраслью) ограничений.
Многие используют такую свободу во зло. Когда недовольные работники торговых предприятий слили прессе копии накладных на товар, то выяснилось, что тряпки, которые в Китае закупаются по цене в 1-2 евро, в утонченных магазинах центра Риги продаются по 19,99, с указанием, что это по огромной скидке.
Огромные и никак нерегулируемые скидки в Латвии фактически уничтожили конкуренцию между производителями. Так как торговые предприятия могут абсолютно свободно устанавливать любую цену и скидку, то они спокойно могут поддерживать менее эффективного производителя. Было время, когда в конкурентной борьбе за полки латвийских супермаркетов побеждали не те, кто производил качественнее и дешевле, а те, кто лучше всего мотивировал руководство супермаркета.
Но это не единственная проблема. В свое время Ассоциация торговцев опубликовала доказательства того, что розничные цены сетей супермаркетов были меньше официальной оптовой цены данного товара, установленной для малых магазинов. Скорее всего, за этим скрывался сговор между оптовыми торговцами конкретной группой товаров и крупными торговыми сетями с целью уничтожения любой конкуренции местных магазинов.
Поэтому отрасль могут потревожить только значительные изменения — приход в Латвию какой-нибудь крупной торговой сети стран ЕС. Такое явление всколыхнет рынок и начнет конкуренцию между сетями, дав надежду, что система станет честнее. Это может только помочь жителям страны.
Так что латвийцам не стоит беспокоиться из-за возможного прихода в Латвию сети Lidl. Она уже пришла — часть жителей южной части страны регулярно закупают продукты долгого хранения в литовских магазинах Lidl. Если Lidl придет в Латвию, то плюсы, которые сейчас могут использовать только живущие на границе с Литвой, получат и жители крупных латвийских городов.