РИГА, 7 авг — Sputnik. Норвежские ветераны войны обеспокоены шествием нацистов в Кристиансанде, пишет норвежская газета Dagbladet. Полный перевод статьи Кристине Брансдал Баране приводит портал ИноСМИ.
"Похоже, история повторяется", — говорит 83-летний ветеран войны Тур Хофсбру из Грана.
Он и Оге Эрик Аули из Неса, которому 91 год, прекрасно помнят 9 апреля 1940 года — день, когда гитлеровская Германия напала на Норвегию, — и последовавшие за этим годы немецкой оккупации. На тот момент Хофсбру было 8 лет, а Аули — 15. Хофсбру вместе с отцом переправлял людей через границу в Швецию. Они помогали бойцам Сопротивления, которым надо было бежать из страны. Аули принимал участие в Сопротивлении, со временем и ему пришлось бежать в Швецию.
"Я понимаю, что полиция не хотела проблем, но то, что их не остановили, — просто ужасно. И у меня появились мысли, которых, по правде говоря, лучше бы не было, — ведь во время войны полиция сотрудничала с оккупантами", — говорит ветеран.
По его словам, именно в этой службе было больше всего членов "Национального единения" (национал-социалистическая партия Норвегии — ред.).
"Меня не покидает мысль: а вдруг что-то подобное сохранилось? Я в это не верю, но мыслишка такая есть, — признается Хофсбру. — Это объясняется моим собственным опытом. Я не особо жаловал тогдашнюю полицию".
Объяснение полиции
В свою очередь, и. о. начальника полиции Кристиансанда Арне Сундволл решительно отвергает предположение ветерана.
"Мы взяли за основу именно решение, связанное со свободой слова. Иногда нам приходится защищать людей, которые говорят такие вещи, от которых полицейских самих потом долго тошнит. Это очень сложная задача", — поясняет Сундволл.
По его словам, расследование эпизода с акцией правых экстремистов идет полным ходом, правоохранителям известны все 70 человек, принимавших участие в демонстрации.
Он заявляет, что полиция внимательно отслеживает преступность, основанную на ненависти и радикализации, — правоохранители должны защищать свободу слова, даже если им не нравится то, что говорят.
"Мы очень много и с большой личной заинтересованностью работаем по этим делам, и я верю и надеюсь, что норвежское общество доверяет тому, что мы делаем", — говорит Сундволл.
Опасные люди
Ветераны же заявили, что воспринимают нацистскую группировку как банду, опасаться которой есть все основания.
"Думаю, они опасны. Гораздо опаснее, чем Квислинг и его люди перед войной. С теми опасность состояла в том, что их не принимали всерьез. Сегодня в объединениях подобного рода много образованных людей, там не одни только невежды", — говорит Хофсбру.
"Если неонацистам позволяют так маршировать, что они и сделали, я этого не понимаю, — говорит Аули. — Такие группировки потому и растут, что кто-то не хочет брать на себя принятие решений. Поэтому я считаю, что они (полиция — ред.) совершили ошибку".
Ветеран войны считает, что, если ты не вмешиваешься, это значит, что ты принимаешь то, чем занимаются демонстранты.
"После войны с нашей памятью что-то стало. В школе это не изучают, люди совершенно невежественны, — считает Хофсбру. — Это те же силы и тот же образ мыслей, только каждый раз — в новом обличье".
Он убежден, что крайне важно не забывать причины оккупации во время войны.
"Мне жаль нынешнюю молодежь, потому что история, похоже, повторяется. Ради свободы слова они могут позволить себе все, — говорит ветеран. — Сейчас уже даже бабушки и дедушки ничего не знают о войне и о том, к чему подобное может привести. И недостаток знаний характерен не только для Норвегии, он наблюдается повсюду".
Нельзя забывать об оккупации
Во время шествия полиция препятствовала людям, которые пытались помешать экстремистской акции. По мнению ветеранов, это неверно.
"Свобода слова должна быть у всех, но есть же определенные формы. Им что-то разрешается, когда они предварительно уведомляют, но когда вдруг появляются люди, одетые в форму, с нацистскими флагами — это не пустяки", — считает Хофсбру.
Ветеран войны говорит, что у него многое всколыхнулось в душе, когда он увидел новоявленных нацистов.
"Хорошо помню, что нам пришлось испытать в годы войны", — заключает норвежец.
Аули, в свою очередь, подчеркивает, что сейчас ни Швеция, ни Норвегия не оккупированы.
"Норвегия была оккупирована в 1940-1945 годах, так что это существенная разница. Если ты затеваешь движение сопротивления против демократической системы, значит, ты идешь по неверному пути", — заявил 91-летний ветеран.
Утром в воскресенье, 30 июля, около 300 человек приняли участие в антинацистской демонстрации в Кристиансанде. Ее участники заранее получили разрешение на проведение акции.