РИГА, 6 авг — Sputnik, Владимир Дорофеев. На выставке представлены картины прославленных мастеров, многие из которых десятилетиями украшали залы Художественного музея до его реконструкции, а также русский фарфор, лаковые и серебряные изделия и известные работы русских скульпторов.
Ядро выставки — 115 картин русской классики, причем четверть из выставленного восстановлена реставраторами. Всего же представлено 150 предметов искусства. Первые посетители выставки многим работам радовались как старым знакомым, которых уже и не надеялись встретить.
Романтические полотна Айвазовского, Шишкина, Карла Брюллова и многих других русских мастеров живописи, подаривших свои работы нашему художественному музею еще при царской России, радуют изяществом письма и благородством сюжетов.
Романтизм и реализм
Главные стилистические направления коллекции — романтизм и реализм второй половины XIX века. Одно из наиболее выгодных мест занимает известное полотно Поленова "Больная", обладающее поистине магической силой. Художник писал эту картину 10 лет, под сильным впечатлением от смерти малолетнего сына родной сестры. Бледная вялость черт, расслабленное опустошение умирающей женщины не может не тронуть любое самое черствое сердце. Черные провалы глаз словно окна в бездну небытия смотрят на зрителя.
Многие шедевры демонстрируются впервые, и даже искушенный зритель может открыть для себя нечто новое. Несколько коллекционеров, предоставивших для выставки работы русских классиков, ранее неизвестные широкой публике, с интересом рассматривали полотна, извлеченные из запасников, и живо обсуждали художественные периоды живописцев и жизненные обстоятельства изображенных на картинах известных персон.
На целых четыре месяца рижанам и гостям столицы предоставлена возможность заглянуть в подлинную сокровищницу музея. Но мы же знаем себя — многие не успеют. Sputnik не мог обойти стороной вопрос, что же станется с этими работами через четыре месяца.
"Они отправятся в запасники, — рассказала куратор выставки, хранитель коллекции зарубежной живописи художественного музея Рижская Биржа Ксения Рудзите. — Конечно, нам важно понять, насколько востребована у публики будет эта выставка. Если интерес окажется малым, то и вероятность ее новой экспозиции будет невелика. У музея огромное количество интересных работ в запасниках, и многие из них давно уже не видели зрителя, а некоторые и никогда. Также немаловажен интерес спонсоров".
Зная, что запасники самого художественного музея переоборудованы таким образом, что даже в них можно смотреть картины, интересуемся, будут ли запасники с золотой классикой русской живописи XIX века доступны для посещения.
"Картины будут полностью закрыты для посещения", — ответила директор национального художественного музея Мара Лаце.
Эта выставка увидела свет в том числе и благодаря финансовой поддержке Rietumu Banka, за что ему большое спасибо. В разговоре с журналистами член правления Rietumu Banka Сергей Гродников, заметил, что для банка очень важно поддерживать именно востребованное зрителями искусство. Ощущать нужность своих вложений. Говоря о будущем экспозиции и других полотен русской живописи, Сергей Гродников сказал, что для демонстрации полотен зрителю необходимо помещение.
Опера нищих
"Богатейшим фондам музея необходимо пространство, — сказал Гродников. А наш музей, бывший городской художественный, ныне национальный, он, при всем уважении, маленький. И все работы показать невозможно. Понятно, что в национальном музее надо показать национальную школу. Но ведь даже и она там представлена не полностью, фрагментами. Ни по одному художнику нет нормальной монографии. Там сам Пурвитис представлен всего парой работ.
В той же Москве все гораздо лучше. Приходишь в Третьяковке в зал Саврасова и видишь всего Саврасова. В новой галерее на Крымском валу художники собраны группами, ты можешь понять эпоху, мировоззрение художников. А у нас все время приходиться делать жесткий отбор — показать одно или другое. По простой причине нехватки места. Кого сегодня выставить, Либерта или Богданова-Бельского? Это же просто опера нищих! У города есть помещения. Вот к примеру, бывшая фабрика "Большевичка". Огромное четырехэтажное здание, с большими окнами, с высокими потолками. Очень кстати напоминает здание в которой пражская национальная галерея сделала свой филиал. Почему там, на пустующих площадях не сделать русскую картинную галерею?"
Если же не создавать новых площадей, мы так и будем все время осуществлять этот порочный выбор между русской и латышской живописью, как ребенок которому задают нелепый вопрос кого он больше любит, папу или маму. Так и здесь, что более важно рижскому зрителю русская классика или латышская? Нормальный ответ — важно все. Хотя, конечно, точнее всего об этом скажет статистика посещения этой выставки.