РИГА, 3 авг – Sputnik, Владимир Дорофеев. Рижские десантники традиционно начинают праздник в Верманском парке, но позже перебираются в Тихий сад Латгальского предместья, где проводят официальное собрание в узком кругу и без лишней публики. Под конец дня многие из них отправляются в храм поставить свечки за упокой боевых товарищей, что уже не с ними, и за здравие живых.
Может быть, такая программа праздничных мероприятий и звучит скучно, но стоит учитывать, что самому младшему из латвийских вэдэвэшников уже 47 лет. Многие приходят с женами и детьми, некоторые уже и с внуками.
В соседней России 2 августа все привычно ждут сюжетов о купании в фонтанах, пьяных десантниках и распоясывавшихся хулиганах. И, как правило, — дожидаются. Вот и вчера главной новостью о Дне ВДВ стал удар в лицо, полученный телевизионным корреспондентом в прямом эфире.
Глядя на рижских спокойных, уверенных и подтянутых мужчин среднего и старшего возраста в тельняшках, как-то даже неудобно просить их комментировать подобные происшествия. Есть ли десантники-хулиганы? Да, в Латвии тоже есть такие, нехотя подтверждают ветераны. Есть и такие, кто в 18-20 лет был гордостью страны, а к 60 стерся в мусор. Именно поэтому Латвийский союз десантников и сменил место дислокации, перебравшись в Тихий сад — фонтанов здесь нет, рядом церковь. Здесь куда более благопристойно, и собравшиеся честь мундира не позорят.
— Прежде всего ВДВ — это отличная боевая школа, — рассказывает сопредседатель Латвийского союза десантников Томас Витолс. — Среди наших товарищей есть и те, кто сейчас служит в латвийской армии и полиции и в охране первых лиц страны. Это достойные ребята, и всегда приятно, когда они не забывают боевых товарищей и общие праздники.
Впрочем, на тех служащих латвийской армии, кто участвовал в празднике, завели дисциплинарные дела, и теперь они не приходят.
— Долгое время мы встречались неорганизованно и спонтанно, — рассказывает Томас Витолс. — А в 2008 году организовали общество, чтоб можно было получать разрешения на организацию своих праздников в публичных местах. Чтоб мы могли легитимно общаться и с властью и с Международным союзом десантников. Сейчас мы стараемся дистанцироваться от тех, кто забыл, что такое дисциплина и честь мундира. К сожалению, такие есть и в Латвии.
Сам Томас служил в 1985-1987 годах в 76-й Псковской дивизии. Награды имеет в основном ветеранские, за защиту чести братства уже после демобилизации — большинство наград латвийских десантников именно такие. Но есть ветераны и с боевыми медалями и орденами.
Александр Бриедис носит на груди гвардейский значок Добельской дивизии и медаль Алуксненского воздушно-десантного батальона, но больше гордится наградой за службу в Российской армии в Абхазии в 92-93 году.
— Там было непросто, — коротко вспоминает Александр.
Другая награда, которой он гордится не меньше, — это знак 45-го разведполка, 901-го российского воздушно-десантного батальона специального назначения. Конкурс туда был 50 человек на одно место, и подготовка там была очень и очень серьезная.
Само мероприятие довольно короткое: торжественный вынос знамен, минута молчания в память о погибших товарищах и вручение памятных знаков. Присутствующих десантников можно смело называть ветеранами. Одни уже отрастили пивные животики, другие — в отличной форме, но в возрасте далеко не юношеском. У многих в прическах мелькает седина.
— У нас хорошие, очень нейтральные отношения с властями, — считает своим долгом уточнить сопредседатель Томас Витолс. — Относимся лояльно к власти, никаких политических обсуждений не устраиваем. Вообще, стараемся быть вне политики. Собираемся для того, чтоб вспомнить свою службу, свою молодость. У нас есть праздники, которые нам дороги, — день рождения ВДВ, 15 февраля — это вывод советских войск из Афганистана и, конечно, 23 февраля, День Советской армии и Военно-морского флота. Для нас, служивших в элите советских войск, это святые даты, и отрекаться от них мы не намерены. И, слава Богу, власть от нас этого и не требует.