РИГА, 1 авг — Sputnik, Милена Ясинская. 1 августа актер Иварс Калныньш отмечает 69-й день рождения. Самый представительный герой-любовник и главный европеец советского экрана, легендарный сыщик Дронго, идеал мужчины для нескольких поколений женщин. Для зрителей каждое его появление на экране и на сцене — настоящий праздник. Ко дню рождения актера вспоминаем примечательные факты из его биографии.
Иварс Калныньш — актер со счастливой судьбой. Со стороны кажется, что карьера дается ему легко, а предложения новых ролей сыпятся как из ведра. Однако за его видимой лучезарностью кроется не только везение, но и стоическое восприятие жизни. Ныть, жаловаться — это не про него. Все, кто с ним когда-либо работал, отмечают его безупречные человеческие качества: скромность, галантность, доброжелательность. Калныньш сумел превратить свое имя в успешный бренд и удержаться на плаву на протяжении нескольких десятилетий. Он продолжал сниматься в России даже в разгар антироссийских настроений, захлестнувших Латвию после обретения независимости. "По-моему, у актеров нет национальности, они интернационалисты априори", — объяснял он свою позицию. А свою книгу мемуаров назвал "Моя молодость — СССР".
Иварс Калныньш вырос в многодетной семье автомеханика и домохозяйки — первые годы провел на рабочей окраине Риги на улице Звайгжню (предзнаменование звездной судьбы?). Иварс был типичным дворовым мальчишкой: обожал вместе с ребятней лазить по заборам и штурмовать огромные поленницы дров во дворе. Артистизм и музыкальность будущий актер унаследовал от мамы, которая прекрасно пела и импровизировала. От сверстников мальчик отличался независимым нравом: отказался вступать в пионеры, позже сбежал из пионерлагеря.
Иварс с детства увлекался музыкой, с трех лет учился играть на мандолине, а в юности, заболев "битломанией", освоил гитару, обзавелся брюками клеш и отрастил волосы. Основанная им группа, исполнявшая на английском песни The Beatles и другие хиты того времени, была нарасхват в Риге и Юрмале. Все предвещало блестящую музыкальную карьеру. Но Иварс выбрал кино: решающим моментом стало потрясение от вестерна "Великолепная семерка" с харизматичным Юлом Бриннером. Когда Иварс, вслед за сестрой, поступил в студию молодого актера при Рижской киностудии, мать всплеснула руками: "Иварс, но артисты ведь так громко говорят!…" Однако выбор был сделан. Гитару и музыкальную аппаратуру будущей звезде пришлось продать во время учебы на актерском курсе Латвийской консерватории, зато на вырученные деньги он сыграл свою первую свадьбу.
Иварс Калныньш был женат три раза. От первого брака, продлившегося двадцать лет, у него есть две дочери Уна и Элена. Второй избранницей Калныньша стала литовская актриса Аурелия Анужите — ровесница его старшей дочери, — которая родила ему сына Микуса. В третий раз актер женился на юристе Лауре, которая младше его на 30 лет. В этом браке родились дочери Луиза и Вивьен.
Актер дебютировал в кино ролью в дипломном фильме Ансиса Эпнерса, снятом в живописной усадьбе классика Рудольфа Блауманиса. По сюжету герой заблудился и попал в странный мир писателя. По воспоминаниям актера, все, что требовалось от него, — это делать "большие глаза".
Иварс Калныньш проснулся знаменитым, сыграв роль Тома Фенелла — юного красавца-любовника Джулии Ламберт в фильме Яниса Стрейча "Театр" (1978). "Театр" — не первая его совместная работа с Вией Артмане: в 1976 году на сцене Театра Дайлес (где Калныньш служил 27 лет) они вместе играли в "Чайке" по Чехову: Артмане — Аркадину, Калныньш — Треплева. После выхода "Театра" молва приписала актерам бурный роман. "Мы с Вией держались как партизаны на допросе — ничего не подтверждали и не отрицали. А зачем? К счастью, в 1978 году еще не существовало желтой прессы", — написал актер в своих мемуарах.
Сцена с полотенцем, которое чуть не спадает с бедер Тома Фенелла, казалась по советским меркам довольно откровенной. В фильм не вошел ее более смелый вариант, где актер на долю секунды оставался обнаженным.
После "Театра" Калныньша завалили ролями героев-любовников, ловеласов и сердцеедов. Сам актер, правда, не любит, когда его называют секс-символом. "Вслушайтесь в это абсурдное сочетание слов: "секс-символ" — ничего глупее выдумать невозможно. Я считаю, что в сексе не нужно быть символом, а нужно быть участником".
"Иварс — настоящий джентльмен… Он умеет ухаживать: всегда откроет дверь, всегда подаст руку… И все же амплуа героя-любовника, по-моему, тесно для этого артиста: в нем столько пародийности, юмора, самоиронии", — уверена латвийская актриса Светлана Иванникова.
Ролями красавцев-любовников биография Калныньша, конечно, не исчерпывалась. Так, в картине Родиона Нахапетова "Идущий следом" (1984) он сыграл деревенского учителя, который преподает детдомовцам, а в другом его фильме "Не стреляйте в белых лебедей" (1980) — лесничего. Актер ярко раскрылся и в эпизодической роли Дона Карлоса в "Маленьких трагедиях" (1979) Михаила Швейцера, где играл вместе с Владимиром Высоцким.
Детектив "Малиновое вино" (1985) с участием Калныньша снимали во время борьбы за трезвость. "Получилось забавно: дело происходит на дне рождения, но никто не пьет. Никаких бокалов и бутылок. Ни одного тоста. Хозяин отправляется за малиновым вином и… погибает. И его смерть сразу приобретает символический оттенок — вот, мол, так будет с каждым, кто выпивает", — вспоминал актер.
Когда для клипа девичьей группы "Стрелки" в 1999 году понадобился импозантный джентльмен, агент по кастингу, дама с советским прошлым, посоветовала пригласить Калныньша. Юные участницы группы латвийскую звезду хоть и не знали, но согласились. На съемках они совершенно влюбились в актера и пригласили его сняться еще в одном видеоролике.
Самой знаменитой ролью постсоветского периода стал сыщик Дронго из одноименного сериала, снятого по мотивам детективов Чингиза Абдуллаева. Дронго — сотрудник Интерпола, борец с международной наркомафией, человек, к которому обращаются в самых сложных обстоятельствах. Многие эпизоды сериала снимались за границей нелегально. "Полицейским даже в голову не приходило, что можно снимать кино без лицензии", — вспоминал актер съемки в Нью-Йорке.
В московской театральной и артистической среде Иварс Калныньш чувствует себя своим. В Москве он участвовал в нескольких антрепризных спектаклях, с самыми любимыми из них — "Сказками старого Арбата" Алексея Арбузова и "Мастером и Маргаритой" Валерия Беляковича (где играл попеременно то Коровьева, то Понтия Пилата) актер объездил полмира.
В 2003-м Иварс Калныньш участвовал в реалити-шоу "Последний герой" в амплуа джокера. Съемки проходили год на Гаити, участники шоу жили в крохотной бухте в скалах, из которой "не убежать и не уплыть". Спали на каркасе из сучков, все блага цивилизации сводились лишь к костру, а есть приходилось только то, что сами сорвали или поймали. "Иварс — актер, который не зависит от возраста. Человеческие его качества выше всяких похвал: с Иварсом можно пойти в разведку — я поняла это на шоу "Последний герой", — заявила его партнер по проекту, актриса и режиссер Вера Глаголева.