РИГА, 20 июл – Sputnik, Владимир Дорофеев. Вчера, около двух часов дня, возле Рижского мотор-музея в воздухе чувствовалось радостное напряжение. Видеооператоры перемещались из одной выгодной точки для съемки в другую и замирали, глядя вдаль. Телекорреспонденты лениво покуривали и посматривали на часы. Директор музея Айварс Аксенок старательно поправлял на бутылке крепкого спиртного красно-бело-красную ленточку.
Ожидалось возвращение из Вьетнама в Латвию знаменитой пожарной машины-путешественницы, объездившей, без преувеличения, весь мир. Ехал раритет, чтобы стать экспонатом мотор-музея.
И вот, наконец, из-за поворота показалась старенькая грузовая машина красного цвета, со всех сторон обклеенная наклейками латвийских спонсоров. Ее выпустили в 1975 году, и, по уверению участников экспедиции, машина еще ого-го-го! — проста в обращении, очень надежная и не сложная в ремонте, починить ее можно прямо на дороге. В общем, для путешествий туда, где нет автосервисов, лучше не придумаешь.
Машину облепляют дети. Им интересно залезть внутрь, посидеть за рулем, почувствовать себя героями настоящей экспедиции. На потолке кабины отдельная экспозиция: над штурманским местом (пассажирским сидением рядом с водителем) — карта с маршрутом от вьетнамского города Лао-Цай до Риги. Над следующим рядом сидений — список участников экспедиции, написанный маркером. Посередине салона под лампочкой висит наклеенная на картонку фотография Владимира Путина в военной форме, с короткой надписью: "все путем".
В машине три ряда сидений, между которыми можно пройти через весь автомобиль. Сзади, в кузове, до которого тоже можно добраться изнутри, — две полки, на которых можно выспаться лежа, и склад вещей, укрытый брезентом. Здесь и личные вещи путешественников, и небольшой ремонтный комплект. Судя по всему, машина, только что преодолевшая путь в 14 тысяч км, хоть сейчас готова к следующему путешествию.
Машина-путешественница
Непоседа — вот самая точная характеристика руководителя этой экспедиции Харийса Силса. Он практически легенда латвийских путешественников: дошел до Северного полюса на лыжах, исколесил на машинах, в том числе и на этой, всю Африку и обе Америки, Евразию и Австралию.
— Эта машина побывала на 5 континентах и в 54 странах, — с затаённой нежностью говорит Силс. — Такое путешествие для нее пустяк, это у нас головной боли было много с предварительными договоренностями, чтоб машину пропустили.
— Этот автомобиль вполне может войти в Книгу рекордов Гиннесса как пожарная машина-путешественник, — смеется Силс. — Сейчас мы, можно сказать, ехали по цивилизованным местам — хорошие дороги, красивые города. На счету у этой машины есть путешествия и посложнее, например по горным дорогам Тибета или по африканскому бездорожью — скажем, в Конго, где дорог нет уж много лет, последнего белого видели 30 лет назад, а машину — 7 лет назад. Вот там действительно глушь!
Вообще африканский маршрут Силса на этой машине с нынешним и не сравнить. Чего там только не было! В том же Конго экипаж трижды арестовывали как шпионов. Развязка шпионских историй была однотипной: даешь от пятидесяти до трехсот долларов — и все, ты больше не шпион. А страшнее всего было, когда на место водителя залез здоровый зубастый павиан — сидит, скалится за рулем, зарабатывает авторитет как может. Еле вытолкали. Хорошо, еще кусаться не стал, зубы у него, как у большой собаки, горло разодрать ничего не стоит.
Чьи дороги самые плохие?
В экипаже 12 человек, некоторые начали экспедицию из Риги, другие присоединились в дороге. Алдис Себрис ехал от Улан-Батора, столицы Монголии, через всю Россию.
— Давно хотел ее посмотреть, — объясняет он. — Интересно и познавательно. Хорошие дороги, красивые города. Тюмень, Казань…
— А как же пресловутая национальная беда, российские дороги?— спрашиваю я, полагая, что услышу ответ о достоинствах машины.
— Да нормальные дороги, получше наших, — неожиданно отвечает Алдис.
— Как получше?
— Да, так. Мы ехали по главным дорогам, они в хорошем состоянии. Есть те, что чинятся, есть те, что уже отремонтированы. Не увидел я этой проблемы на этом маршруте. А вот у нас, да. Есть нам еще к чему стремиться.
Следующее путешествие Харийса пройдет уже без этой машины. Но для него это не впервой — у машины 54 страны на счету, а у Харийса — больше 90. В Северной Америке он был везде, кроме Сальвадора, в Южной — везде, кроме Суринама. Но во многие страны интересно возвращаться, правда, уже по другим маршрутам.
А машина-путешественница займет место в мотор-музее. Как рассказал Sputnik Латвия директор музея Айварс Аксенок, скорее всего, этому экспонату найдется почетное место в Бауском филиале, где сосредоточена тяжелая техника.