На третьем этаже "Детского мира" было всегда довольно скучно. Игрушки были на втором, там же продавали различные пеналы с циркулями. А вот на третьем торговали школьными костюмами, то есть вообще не интересными вещами для ребенка.
Мои дети во время подготовки к школе с презрением смотрят на модную одежду, которую я уговариваю их примерить, обещая потом зайти в магазин игрушек. Не понимаю, как моим родителям удавалось заставить меня примерить советский школьный костюм. Героические родители героического времени. А когда я еще не ходил в школу, здесь было детское кафе. Чистенькое и унылое.
С другой стороны, для каждого 30-70-летнего рижанина "Детский мир" — это культовое место. Единственный на все детство магазин, где продавались игрушки, а в витринах разворачивалась сказочная жизнь: игрушки-роботы двигались, создавая иллюзию другой, игрушечной жизни. Многие рижане были согласны добираться к этому источнику чудес двумя транспортами, лишь бы ненадолго прилипнуть носами к витрине и, затаив дыхание, смотреть на тайную жизнь игрушек. Создавал это чудо советский гений дизайна Адриан Пабианс.
Новое время внесло коррективы. Теперь, когда роскошный универмаг со всевозможными магазинами есть буквально в каждом районе, никому и в голову не придет ехать за чем-нибудь в "Детский мир". Торговцы сменяются в этом магазине очень быстро, потому что покупателей им катастрофически не хватает. Весь первый этаж отдан супермаркету Rimi. Игрушки и пеналы вчистую проиграли колбасе, молоку и алкоголю. На втором еще теплится какая-то жизнь, но с детьми она связана очень мало. Ну а третий этаж еще недавно совсем пустовал. И вот теперь здесь самая большая электрокартинговая трасса Балтии.
Погонять на третьем этаже
"Постойте, постойте, — скажет удивленный читатель. — Не может самая большая картинговая трасса уместиться в небольшом универмаге".
Правильно. Самая большая картинговая не может. А самая большая электрокартинговая может, и еще как! И не спешите презрительно морщить носы. Вы просто попробуйте эту скорость, прокатитесь на этих красивых машинах. Спортивная модель вообще разгоняется за 3,1 секунды до 100 км/ч. Модели, выставленные для гонок, разгоняются медленнее и на маленьком пространстве трассы не успевают набрать большую скорость, однако, в принципе, способны развить ее до 120 км/ч. Но вы вообще себе представляете этот драйв? И все это без запаха бензина, а следовательно, и без усиленной вентиляции, создающей в помещении сквозняк.
Чемпионы объезжают круг по сложной трассе за 26 секунд, у меня ушло больше тридцати. Ощущения вполне привычные для тех, кто уже ездил на картах. Руль очень тугой, скорость сумасшедшая. Только все это среди бетонных колонн детского мира. Если включить воображение, можно представить, как ты проносишься сквозь ряды детских костюмов и столиков с полезным, но невкусным детским питанием.
Гордость Латвии
"Ну как, покатались на тостере?" — шутит владелец этого бизнеса Blue Shock Race Артис Даугинс, молодой лиепайчанин, организовавший производство картов в Лиепае и несколько картинг-холлов по Балтии. В его вопросе горечь отголоска давнего спора с автогонщиками, полагающими, что электромотор никогда не сможет сравниться с двигателем внутреннего сгорания. Спор этот давний, электромотор все больше теснит с различных рынков бензиновые и дизельные движки, но те позиции уступают медленно, и о капитуляции речи пока не идет.
Сам Артис Даугинс человек необыкновенный. Он не арендует и не покупает где-то электрокары. Его предприятие самостоятельно делает их в Лиепае. Как рассказал Артис, это примерно 5 машин в месяц. При взгляде на эти красивые машинки испытываешь гордость за страну. Но начался бизнес вовсе не с карта. Сначала появился электровелосипед, который сначала накапливает энергию движения, а потом может ее отдавать, развивая скорость на электродвижке до 35 км/ч. Можно было бы сделать и в 4 раза быстрее, но при другом качестве дорог. А карты появились как аргумент в споре о том, что "зеленая энергия" в машинах может быть не только экологичной, но и быстрой.
Электрокартинг-холлы уже есть в Лиепае, Риге и Вильнюсе. В родной для Артиса Лиепае есть прокат электровелосипедов и трех электромобилей, выполняющих функции такси. В общем, "зеленый мир" наступает, и молодой латвийский бизнесмен в авангарде этого наступления.