РИГА, 19 июл — Sputnik, Андрей Татарчук. В рамках официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева Латвийское агентство инвестиций и развития LIAA и фонд поощрения экспорта и инвестиций АЗПРОМО организовали совместную конференцию в гостинице "Латвия".
Формат мероприятия, которое открыли президент Раймондс Вейонис и Ильхам Алиев, подразумевал также встречи без галстуков и переговоры почти двух сотен бизнесменов, взвешивающих возможности развития совместных проектов, конечно, с разумной маржой. В этом мероприятии участвовали представители 55 азербайджанских предприятий торговли и производства, строительства и туризма.
Хорошая цена, да!
Найг Мамад-Гассанов прилетел в Ригу по договоренности с Эдгарсом Катинскисом из компании Tovuz Baltija не с пустыми руками – он взял с собой образцы напитков, которые появятся в латвийских торговых сетях. На столе звенела и переливалась яркими красками шеренга бутылок с гранатовым соком, винами и бренди из Товуза. Этот город находится почти в 500 км от Баку на северо-западе Азербайджана возле границы Грузии и Армении. Раньше, еще с 1812 года, это была деревня немецких переселенцев Траубенфельд, что так и переводится – "Виноградное поле". Там субтропический климат и хорошие урожаи винограда.
По словам Мамад-Гассанова, напитки товузского винзавода в магазинах Латвии будут отлично конкурировать с западными брендами. Но при этом, в отличие от таких марок бренди, как греческий Metaxa и популярный латвийский Bonaparte, напитки из Товуза – премиального качества. Как говорят в Персии, чтобы увидеть красоту Лейлы, надо взглянуть на нее глазами Маджнуна. Мамад-Гассанов не собирался заходить на латвийский рынок с демпинговыми продуктами, жертвуя качеством ради высокого спроса, – бизнесмен из Товуза стремится сделать это красиво.
Особенность латвийского потребительского рынка, отмечают маркетологи, – это неуемный интерес ко всему новому. У западного потребителя это качество погасло в душе, будучи вытеснено привычными в поколениях продуктами, часто под марками private label – а в Латвии жители всегда с большим энтузиазмом угостятся, например, новыми видами бренди. Это относится и к новому гранатовому соку: в масс-ритейле есть две популярные позиции азербайджанского производства, товузский сок станет им конкурентом.
По словам почтенного Юсифова, в его случае преимущество заключается в личном хорошем знакомстве с совладельцем панбалтийской сети с более чем 500 супермаркетов и гипермаркетов. Ему предложили очень выгодные условия, от которых не отказываются.
В работе с новыми поставщиками закупщики сетей Rimi и Maxima, эстонских Selver и Coop!, литовских Aldi и Tesco, как правило, выставляют очень жесткие контрактные условия с выходом на рентабельность порой спустя год после начала поставок. Гадира Юсифова миновала чаша сия. Уже в августе, можно надеяться, первая машина с гранатами, выехав из Баку, возьмет курс на Ригу.
Вначале были фрукты
Гранаты, хурма, соки и вина – не слишком ли мало для масштаба Ильхама Алиева? Для экономик Азербайджана (более 50 млрд долларов в год) и Латвии (годовой ВВП более 27 млрд евро, 10,2 млрд евро в 2016 году в экономику страны принесла розничная торговля) — капля в море. Но это не совсем и капля.
Как заявил Sputnik Латвия президент фонда поощрения экспорта и инвестиций АЗПРОМО Руфат Маммадов, только виски Латвия экспортирует на сумму 80 млн евро в год. Экспортеры Азербайджана рассматривают балтийский потребительский рынок как перспективный.
"По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, товарооборот между нашими двумя странами в январе-мае 2017 года составил 3,7 млн долларов. Поставки из Азербайджана — 350 тысяч долларов, латвийские – 3,45 млн долларов. Кажется, мало. Кажется, какие там фрукты? Но это вначале. Но в статистику не входят другие товары из стран еврозоны, которые азербайджанские компании из Польши и Германии ввозят на реализацию в Латвию, а это уже большой бизнес. Конечно, мы рассматриваем Латвию как товаропроводящую площадку в Европейском едином таможенном и монетарном союзе. Что еще важно, мы можем предложить вашим инвесторам очень хорошие преференции в Азербайджане", — говорит Маммадов.
В Риге азербайджанским инвесторам принадлежит FG Royal Hotel (бывшая гостиница De Rome в начале улицы Калькю в Старой Риге). Владелец гостиницы и комплекса отдыха Sabina в рижском микрорайоне Болдерая Зураб Ибрагимов, собственник многопрофильной компании Sabina S с бурных 90-х, всегда готов дружелюбно помочь землякам советом по входу на латвийский рынок. В свою очередь, латвийский строительный холдинг UPB построил на территории международного аэродрома Гейдара Алиева ангар для технического обслуживания самолетов площадью 8 тысяч квадратных метров.
Как рассказал Руфат Маммадов, из 1300 компаний и совместных предприятий из еврозоны, присутствующих в Азербайджане, сегодня лишь у 38 есть капитал латвийского происхождения. Но и латвийский банковский бизнес интересуется клиентами на берегах Каспия. Например, у акционерного общества АBLV Consulting Services, входящего в состав предприятия официально богатейших местных банкиров Олега Филя и Эрнеста Берниса, есть свое успешное представительство в Баку. Поток денег должен кто-то обслуживать, так ведь?
Новые экспортные проекты и иностранные инвестиции необходимы для снижения зависимости экономики Азербайджана от нефтегазовой составляющей, что обозначено как приоритет государства президентом Алиевым. В программу деверсификации экономики входит и предоставление новых туристических услуг, несколько фирм из Латвии работают на рынке Азербайджана. В летний туристический сезон Ригу и Баку связывают регулярные рейсы airBaltic, также есть рейсы Azerbaijan Airlines. Ильхам Алиев на встрече с премьером Марисом Кучинскисом выразил заинтересованность, что латвийский авиаперевозчик обеспечит регулярные рейсы в Баку в течение всего календарного года.
Логистика выходит золотой
Президент АЗПРОМО рассказал Sputnik Латвия о преференциях во всех отраслях экономики, даже в нефтехимии – хотя весь нефтегазовый бизнес курируется государством и лично Ильхамом Алиевым, у иностранных инвесторов в Азербайджане есть возможность зайти в специальные тематические парки. Создание продуктов с высокой добавленной стоимостью и экспорт сегодня в республике объявлены приоритетными направлениями развития. Есть государственная стратегия диверсификации ВВП, сильная зависимость от нефтегазового сектора сегодня в ресурсной стране с кредитным рейтингом "стабильный" – очевидный признак крупных системных рисков.
Латвийский бизнес оценивает Азербайджан как интересный, но сложный рынок – в частности, из-за логистики. Совладелец компании напитков Bauskas alus Владимир Барсков начал поставлять напиток на основе чайного гриба, мало известный бакинцам. Он столкнулся с тем, что хорошие продажи — это хороший маркетинг, то есть дополнительные расходы. Компания Food Union, поставляющая на западный берег Каспия продукцию производства Рижского молочного комбината, делает это очень сложной и дорогой дорогой через Турцию и Грузию. Ввоз молочной продукции в Россию из ЕС, исключая прекрасное мороженое из Риги Exellence, запрещен.
Другой путь – контейнером по морю вокруг Европы занимает до 45 суток, но это относится к нескоропортящимся продуктам, таким как рыбные консервы Brīvais vilnis – шпроты "Царские" из латвийского поселка Салацгрива. Есть два сборных контейнерных поезда маршрута Север — Юг: "Зубр" и "Восток", курсирующие из стран Скандинавии до Ирана, через Балтию, Россию и Азербайджан.