Недавнее заявление главы НАТО Йенса Столтенберга, который успокоил страны Балтии относительно осенних российско-белорусских учений "Запад-2017", казалось бы, избавило нас от истерик местных политиков. Альянс не видит для себя ни в учениях, ни в России неминуемой угрозы. Но, похоже, не все захотели ему поверить, отмечает на Sputnik Эстония военный эксперт, высший офицер-аналитик военной разведки в отставке Виллем Роода.
Масштабные учения "Запад" проводятся каждые четыре года на территории Белоруссии, и обычно эта военная игра не вызывала у соседей особенного беспокойства. Если, конечно, не считать военных, которым учения у соседей доставляли дополнительные хлопоты, проистекающие из специфики их работы. Россияне и белорусы проверяют боеготовность своих вооруженных сил на предмет теоретического нападения с Запада. Исторические прецеденты, как говорится, были, повторения их никто не хочет. Да и положено военным быть постоянно готовыми к нападению с самых разных сторон, работа у них такая — постоянно готовиться к атаке на их страну, даже если вероятность такой атаки близка к нулевой.
Скопление войск и военной техники близ чьих-либо границ всегда вызывает соответствующие действия, "некоторые мероприятия" генералов тех стран, что находятся по другую сторону этих границ. Действия НАТО, как заявленные, так и не афишируемые, вполне укладываются в рамки взаимной армейской "вежливости", предусмотренной на такие случаи: не делается ничего больше или меньше того, что военные привыкли делать из "любопытства" по поводу умений и военных достижений соседа и из потребности продемонстрировать комплекс мероприятий под условным названием "мы тут не спим, и все видим, и тоже кое-что умеем".
Россияне всего не рассказывают
Испуганные и даже истерические выкрики за спинами сосредоточившихся на своих профессиональных играх военных отношения к реальности на самом деле не имеют. Зато имеют самое непосредственное отношение к антироссийской пропаганде. Россию обвиняют в недостаточной открытости и нежелании допустить иностранных наблюдателей ко всем этапам и деталям предстоящих учений. Хотя тот же Йенс Столтенберг и отметил в своем заявлении по поводу итогов недавнего брифинга Россия-НАТО по предстоящим учениям "Запад-2017", что россияне предоставили данные о численности самолетов и кораблей, российских и белорусских военнослужащих.
Так что обвинения в адрес России на предмет сокрытия деталей учений отчасти верны. Повторюсь, учения "Запад-2017" имеют целью отработку взаимодействия войск на случай нападения со стороны НАТО, то есть действия воинских подразделений против воображаемого агрессора будут основаны на данных о возможном характере нападения, или, иными словами, на разведывательных сведениях. Естественно, россияне и белорусы не горят желанием дать наблюдателям НАТО возможность узнать что-либо об уровне своей осведомленности.
На характер, особенности и уровень секретности отдельных этапов этих учений оказывает влияние еще и тот фактор, что Белоруссия остается фактически единственным соседним России постсоветским государством, придерживающимся с ней союзных отношений и не попавшим под влияние НАТО. Россия заинтересована в том, чтобы такое положение вещей сохранялось, а альянс, соответственно, придерживается иной точки зрения на будущее Минска.
Единственный риск — нервы моряков и летчиков
Но, как известно, врагов не зовут понаблюдать за военными учениями и, уж тем более, не демонстрируют методики обучения войск и тактические примеры.
С точки зрения кадровых военных, некоторые натовские генералы нарушают принятые правила приличия, когда произносят речи об опасностях учений "Запад-2017" и об угрозе, которую они несут Польше и странам Балтии. Столь опытные офицеры, конечно, знают, что подобные тренировки войск для соседей неопасны.
Единственно, что может создать повышенные риски безопасности в ходе "Запада-2017", так это увеличенная интенсивность движения российских самолетов и кораблей в международных воздушном пространстве и водах. С учетом регионального состояния взвинченности, в обычных условиях мелкий случайный инцидент может во время учений обернуться серьезным происшествием и создать опасный случайный конфликт. Многое в таких случаях будет зависеть от НАТО, от офицеров, которые будут командовать самолетами и кораблями альянса, собранными на тот момент в регионе. В той же степени это относится и к российским военнослужащим. Вероятность злонамеренных провокаций крайне ничтожна с обеих сторон.
Если же говорить серьезно и ответственно, то учения "Запад-2017" никакой новой напряженности в отношениях между Россией и НАТО не создают, вероятность прямого военного конфликта не повышают. У военных просто работа такая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции