РИГА, 16 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. Накануне в Риге финишировала большая эстонская парусная регата пролива Муху-Вяйн. Даже по эстонским меркам эта регата не из мелких, для латвийцев же и вовсе нечто из ряда вон выходящее.
Подобные спортивные состязания напоминают о том, что мы все-таки морская держава и тоже, пусть и где-то глубоко внутри, дети ветра и соленого моря. Хотя и основательно забывшие свое родство — по сравнению с эстонцами. Любой яхтсмен вам скажет, что европейские деньги, потраченные на обустройство гаваней и марин Эстонии, намного заметнее по результатам, чем аналогичный бюджет, освоенный Латвией. Впрочем, не будем о грустном…
Регата пролива Муху-Вяйн — самое большое и старейшее яхтенное состязание Эстонии. А нынешнее стало еще и юбилейным — оно проводится уже 60 раз. Каждый раз маршрут меняется. Во время первой регаты суда стартовали из Риги, а финишировали в Хаапсале. В этом году все с точностью до наоборот: начали в Хаапсале, закончили в Риге, а по дороге зашли еще в четыре морских порта: Кувайсту, Роомсааре, Кихну и Пярну. Состязание длилось неделю, и участвовали в нем яхты не только из Эстонии, но и из Латвии, России, Литвы, Финляндии и Швеции. Во всяком случае, именно такие флаги реяли на финише.
Кто к победе, кто на прогулку
Всего планировалось участие 144 яхт, но стартовало только 139, и до финиша, соблюдая маршрут и правила регаты, дошли не все. Около двух-трех десятков не справились с походом, а некоторым и вовсе не повезло сойти с маршрута, из-за столкновения и пробоины в борту. Зато к гонке присоединилось несколько прогулочных лодок, путешествующих не для спортивного результата, а для удовольствия.
Наши победы
Но регата была бы несправедливой, если бы экипажи менее скоростных лодок не могли за счет мастерства управления парусами и маневров приблизиться к победе. У латвийцев парусных лодок не так-то много, а участвовало в этой роскошной регате и того меньше — всего 14 экипажей. Близость родины придало силы латвийским экипажам, и в классе ESTLYS I в Ригу первыми вошли сразу три латвийских экипажа Extra Brut, Lemans и Guru. А капитан Кристапс Ремесс сумел вывести свое судно Lemans в победители гонки в своем классе.
Неплохие результаты показал и капитан Александр Смертьев из клуба "Рига", чья лодка Irisha в классе ESTLYS III пришла в Ригу первой.
Пример северного соседа
Но, конечно, подавляющее число победителей было среди эстонцев, равно как и абсолютное большинство экипажей. Латвия выставила 14 команд, Россия — 17, Литва — 2, Финляндия и Швеция — по одной. Все остальные были эстонцами. И если финны и шведы просто были заняты на других соревнованиях, то и латвийские и российские спортсмены признавали тот грустный факт, что эстонцам куда больше удалось развить не только яхтенный спорт, но и яхтенную инфраструктуру. Гораздо большее число гаваней и марин, очень современно оборудованных недорогих и удобных. Конечно, дом на реке или у моря продать куда проще, и затраты окупаются быстрее, чем яхт-клуб. Но, не создавая инфраструктуру, мы теряем часть идентичности — хором сетовали рижские и питерские яхтсмены.
"У нас мелкие регаты, на несколько часов, проходят каждую неделю, — добродушно похвастался Лаурис Курвитс, капитан яхты Heidy. — Двухдневных регат около 20 в год. Эта, семидневная, — одна. В общем, есть где себя проветрить под парусом. У каждого эстонца есть приятель или знакомый с лодкой. Выйти в море не такая и проблема".
Развивается морское дело и в России. Правда, пока куда серьезнее в строительстве грузовых портов, что, в общем-то, и сложнее. Но есть и парусная инфраструктура.
"Регаты на 10-15 лодок проходят у нас раз в две недели, но бывают несколько раз в год и массовые мероприятия на 100 и больше экипажей, — рассказал капитан яхты "Нева" Алексей Антонов. — Но в последние годы яхтсменам все труднее и труднее. За последние пять лет многие клубы закрылись".
Обилие публики, пришедшей посмотреть на регату, определенно говорило об интересе людей к этому виду спорта. Надо отметить, что Рига среди латвийских городов не только самый крупный, но и наиболее последовательно развивающий марины, правда, только в последнее десятилетие. Хочется верить, что этот прекрасный вид спорта и дальше будет развиваться, и если мы даже и не догоним эстонцев, хотя бы перестанем выглядеть на их фоне бедными родственниками.