Автор сотен полотен, многие из которых становились событиями в культурной и общественной жизни, народный художник СССР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", создатель и многолетний ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Вот далеко неполный список его свершений и вех жизненного пути.
Глазунов был патриотом России, который в картинах отстаивал свой, собственный взгляд на наше общество, государство и историю. Твердый приверженец школы русского реализма, он смело создает эпохальные полотна, такие как "Мистерия 20 века" и "Вечная Россия". Реализм в портретах у Глазунова сочетаются с их новаторским расположением в пространстве и изменением перспективы.
Глазунов своим творчеством заставлял власть и общество задуматься о том, что необходимо делать. Полотна художника в 90-е годы буквально кричали о той бездне, в которую сваливается российское общество и государство. Рассказывают, что именно после посещения выставки Глазунова в 1994 году президент России Борис Ельцин, находясь под впечатлением картин, сказал, что Россия просто обязана защищать соотечественников в Прибалтике.
Сложно сказать, что повлияло тогда на Ельцина, сила ли картин Глазунова, или разговор с художником, который остро переживал исход русскоязычного населения из Прибалтики, может быть и слова присутствовавшего на встречу Юрия Лужкова, но фактом является то, что с 1994 года Россия перешла к защите соотечественников в Латвии и Эстонии.
Глазунов фактически основал свою школу в живописи, создав и руководя долгие годы Российской академией живописи, ваяния и зодчества. Сотни его учеников уже внесли заметный вклад в развитие российской живописи.
Даже в советское время Глазунов занимал ярко выраженную политическую позицию. Он ещё в 60-х создал клуб "Родина", позже прикрытый властями. В 70-х резко выступил против нового генплана развития Москвы, который предусматривал снос многих исторических зданий. И как ни странно, победил. Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В лихолетье 90-х Глазунов был одним из людей, который высвечивал проблемы общества. И власть прислушивалась к художнику. Выраженная Глазуновым в его картинах позиция находила отклик в Кремле.
Да, Глазунов не был приверженцем западной модели демократии. Он верил в российский народ. И эту веру он пронёс через советский, а позднее и российский этапы своего творчества.
Сегодня мы прощается с мощнейшим художником российской школы живописи. Глазунов — плоть от плоти России. И его картины станут иллюстрацией нашего времени.
Выражаем соболезнования родственникам Ильи Глазунова. Его смерть — тяжелая утрата для них и для России, для всей российской цивилизации.