РИГА, 8 июл – Sputnik. После того как США объявили о санкциях против нового российского газопровода "Северный поток-2", строительство которого запланировано на ближайшие годы, Еврокомиссия также решила повнимательнее разобраться с этим совместным с Россией проектом, пишет Sputnik Deutschland.
На прошлой неделе министры энергетики стран ЕС встретились в Люксембурге и обсудили вопрос о том, имеет ли Еврокомиссия право на прямые переговоры с Россией по поводу второго "Северного потока". С правовой точки зрения это вообще-то не предусмотрено, и в ходе реализации других энергетических проектов таких переговоров никогда не велось. Принятие решения ожидается осенью.
Успеть до конца года
Если действительно состоятся специальные переговоры с ЕС, то реализация всего проекта, по всей вероятности, замедлится. Впрочем, Штеффен Эберт, пресс-секретарь "Северного потока 2", в интервью Sputnik Deutschland выразил уверенность, что план по времени будет соблюден:
До конца 2019 года строительство двойного газопровода протяженностью 1 тысяча 200 километров должно быть закончено.
Эксперт по экономике Роланд Гётц, проанализировав материалы, подготовленные его коллегами из университета Бремена, также пришел к выводу, что в рамках "Северного потока-2" соблюдаются все законы, касающиеся строительства газопроводов:
Штеффен Эберт подчеркнул, что в процессе получения разрешений соблюдаются международные, европейские и национальные правовые нормы. При этом можно основываться на опыт, накопленный в ходе реализации проекта "Северный поток-1". Именно поэтому пресс-секретарь "Северного потока-2" не скрывает своего удивления относительно запланированных переговоров на уровне ЕС по поводу второго проекта:
"Мы совершенно не понимаем, в чем дело, потому что как в рамках проекта "Северный поток-2", так при строительстве других газопроводов придерживаемся правовых рамок. "Северный поток-2", как и первый, является всего лишь средством по транспортировке газа из России до границы Германии. Мы никак не связаны с торговлей газом, а также с его дальнейшей транспортировкой, но критики проекта зачастую все смешивают в одну кучу. Это значит, что в Любмине газ вольется в европейские сети.
Это подтвердил также эксперт Роланд Гётц:
"На то обстоятельство, что директивы европейского газового рынка не действуют ни для первого, ни для второго "Северного потока", единодушно указали гендиректор юридической службы ЕС Луис Ромеро Рекена в декабре 2015 года и глава Федерального сетевого агентства Германии Йохен Хоманн в марте 2017 года. Почему эта процедура нужна в отношении "Северного потока-2", когда в отношении первого "Северного потока" и других аналогичных проектов (в частности, Transmed между Тунисом и Сицилией, а также Galsi между Алжиром и Сардинией) она нужна не была, непонятно".
Чисто коммерческий проект
В своем примечательном интервью изданию Spiegel Online эксперт в области энергетики Кирстен Вестфаль, представитель Фонда экономики и политики, объяснила разную трактовку норм следующим образом:
Пресс-секретарь "Северного потока-2" также подчеркнул в интервью Sputnik Deutschland чисто коммерческий характер трубопровода и выразил недоумение по поводу политизации этого вопроса:
"Мы рассматриваем "Северный поток" как чисто коммерческий проект. Наряду с "Газпромом" — крупнейшим дольщиком – в финансировании участвуют еще пять западноевропейских энергетических концернов. На мой взгляд, политический аспект излишне заостряется восточноевропейскими странами. Насколько активно будут задействоваться политические и законодательные средства с целью блокировать этот проект, я сказать затрудняюсь".
США, в свою очередь, всеми средствами стремятся привязать Европу к американскому сланцевому газу. Речь при этом идет, в частности, о санкциях, направленных непосредственно против снабжения Старого Света российским газом и конкретно против "Северного потока-2". Президент Трамп еще до саммита G20 посетил Польшу, чтобы провести переговоры о поставках американского сжиженного газа.
Личные интересы
Кирстен Вестфаль считает, что больше других против второго "Северного потока" выступает именно Польша – преследуя при этом, в первую очередь, личные интересы:
Именно поведение Польши и Украины, которые в связи с возможным появлением нового газопровода боятся убытков от потери газового транзита, Вестфаль находит противоречивым:
"С одной стороны, обе страны заявляют, что как можно скорее хотят отказаться от российского газа. С другой стороны, однако, они настаивают на том, чтобы транзит российского газа осуществлялся именно через их территорию. Это немного парадоксально".
Штеффен Эберт не захотел высказываться по поводу возможных последствий объявленных новых американских санкций против России, потому что они до сих пор – отчасти после протеста главы МИД Германии Габриэля – не были официально подтверждены.
Инструмент политики
Кирстен Вестфаль в своем интервью Spiegel Online высказала мнение, что США все чаще используют экспорт газа в качестве инструмента в области внешней и экономической политики. Причем именно в этом европейские противники второго "Северного потока" обвиняют Россию. Кроме того, Вестфаль добавила: "Я не вижу ситуации, в которой российский газ мог бы быть эффективно задействован в качестве оружия".
На "заднем плане" речь идет также о жесткой конкуренции на европейском газовом рынке. Собственные ресурсы Старого Света иссякают, так что значение импорта будет расти. Штеффен Эберт сказал по этому поводу:
Даже у "Северного потока-2" мощность будет составлять лишь 55 миллиардов кубов, а это будет меньше половины европейского дефицита. Это значит, что "Северный поток-2" просто незаменим, но вместе с ним Европе потребуется также нарастить импорт СПГ. А если она сконцентрируется целиком и полностью на СПГ, то ей придется задуматься о том, что СПГ в ближайшие десятилетия подорожает, потому что его потребление вырастет, в первую очередь, на азиатских рынках.
Так что если Европа сделает ставку исключительно на заморский сжиженный газ, одновременно отказавшись от российского трубопроводного газа (а столь критикуемая зависимость от российского раза обоюдна, потому что Россия тоже будет зависеть от поставок в Европу), то объем СПГ на мировом рынке быстро сократится, что сделает его значительно дороже. Тогда в ценовом плане придется конкурировать с Азией, чтобы танкеры с СПГ шли именно в европейские порты, а не куда-нибудь в Японию".