"То, что никто не видит": латвийское кино на московском фестивале

© Sputnik / Оксана ДжаданРоссийская актриса Катерина Шпица, сыгравшая главную роль в фильме
Российская актриса Катерина Шпица, сыгравшая главную роль в фильме - Sputnik Латвия
Tas, ko viņi neredz / "То, что они не видят" — чистой воды феномен: снятый на русском языке фильм уже успел очень хорошо "прокатиться" на родине

Два фильма латвийских кинематографистов представлены вне конкурса на 39-м Московском международном кинофестивале. Корреспондент Sputnik Лев Рыжков посмотрел один из них — "То, что никто не видит" и делится впечатлениями.

Снять на русском и окупиться

Предваряя премьерный показ фильма, директор ММКФ по связям с общественностью Петр Шепотинник отметил, что прибалтийское кино в настоящее время, безусловно, представляет собой заметное явление, пройти мимо которого нельзя. В этой связи "То, что никто не видит" (Tas, ko viņi neredz / "То, что они не видят") — чистой воды феномен: снятый на русском языке фильм уже успел очень хорошо "прокатиться" на родине. То есть оказался рентабельным, что, конечно же, не может не радовать.

© Foto : Пресс-фотоКадр из фильма "То, что они не видят"
Кадр из фильма То, что они не видят - Sputnik Латвия
Кадр из фильма "То, что они не видят"

Режиссер фильма Станислав Токалов оказался очень молодым человеком с модной бородой. Он сообщил зрителям, что фильм снимался пять лет. Возникало много проблем. Главная, конечно, — деньги. Уже на завершающем этапе пришлось объявить краудфандинговый сбор средств. Очень помогла исполнительница главной роли Катерина Шпица – человек, в мире кино известный. Можно сказать, что ее репутация сыграла решающую роль, и съемки удалось закончить.

Режиссер предупредил, что история, рассказанная в фильме, — непростая. Для него самого было большим удовольствием следить, куда она повернет. Есть надежда, что и зритель за перипетиями сюжета будет следить с не меньшим, образно выражаясь, хайпом. Станислав Токалов посоветовал зрителям расслабиться и следить за полутонами — в них кроется многое.

Ну, полутона — так полутона. Автор этих строк, как мог, комфортно развалился в кресле и принялся отлавливать на экране полутона.

От жанра к жанру

Фильм начинается как бытовой такой, несколько кондовый арт-хаус. Герои многозначительно едят, пасмурно молчат крупным планом в камеру. В общем, все как надо по канонам фестивального субжанра. Мы смотрим на большей частью бессловесные терзания молодой медсестрички в исполнении Катерины Шпицы. Она ходит на невеселую работу — ухаживает за тяжелобольными, состоит в отношениях с нелюбимым мужчиной сильно старше себя.

Но вот ей поступает предложение, от которого невозможно отказаться. Некий молодой, но очень богатый ученый впал в кому, и теперь за ним нужно ухаживать: вводить питание, давать лекарства. Героиня, естественно, соглашается.

Режиссер Станислав Токалов - Sputnik Латвия
Станислав Токалов: когда я делаю кино, для меня не существует границ
Коматозник — молод и, наверное, симпатичен. В какой-то момент он начинает возвращаться в реальность.

И вот тут-то бытовой, чуть мелодраматичный арт-хаус меняет свое жанровое качество и оборачивается достаточно остросюжетной драмой с элементами фантастики, киберпанка и даже в чем-то триллера.

Ну, судите сами. Едва разлепив глаза, бывший коматозник Николя начинает бить тревогу. Его преследуют. А кто же его враги? Как раз те люди, которые и наняли для него сиделку. Мотив? Хотят наложить лапу на изобретения.

К чести создателей, должен отметить, что по ходу действия сюжетная лыжня делает как минимум два крутых поворота. И все переворачивается с ног на голову. Один я вам пересказал. Дальше — не стану. Лучше смотрите сами.

Лирика в нагрузку

А теперь минутка критики. Сюжетная задумка, безусловно, хороша. Мог бы получиться бодрый, энергичный и захватывающий фильм. Но дурную шутку с создателями сыграла лирика. Точнее, лирическая сублиния, посвященная сложным эмоциональным отношениям ученого Николя со своей семьей.

Эту семью мы практически не видим. Фигурантов любви/ненависти представляем себе абстрактно.

© Sputnik / Оксана ДжаданАктер Евгений Ткачук на презентации фильма "То, что никто не видит"
Актер Евгений Ткачук на презентации фильма То, что никто не видит - Sputnik Латвия
Актер Евгений Ткачук на презентации фильма "То, что никто не видит"

И вот к финалу упругий триллер вдруг буксует в трясине каких-то, простите, соплей. И, как результат, размывается темп действия, повествование обременяется какими-то не самыми нужными балластами, теряет все преимущества зрительского интереса, а приобретает невнятную и не самую логичную концовку.

Не думаю, что этот шаг произошел от авторской злонамеренности или тем паче неумелости. Вовсе нет. Трясина ненужных соплей часто возникает, когда молодые авторы стремятся казаться взрослыми. Это, знаете, как маленькая девочка влезает в мамины наряды и неумело красится.

Евгений Ткачук и Катерина Шпица на презентации фильма То, что никто не видит - Sputnik Латвия
Новый фильм рижского режиссера: секс, мистика и игры разума
Индивидуального опыта проживания подобных ситуаций у авторов, очевидно, нет. И берутся в разработку расхожие (и не факт, что достоверные) массовые шаблоны. Проходящая болезнь роста.

Минус замедления темпа состоит еще и в том, что становятся видны провалы в ткани сюжета. Если бы темп действия не сбивался, никто бы, кроме самых зануд, и внимания на это не обратил, а тут нелогичности начинают бросаться в глаза.

Например, не самая обстоятельная научная часть. Нет как наглядной достоверности — ну не похож винтажный особняк Николя на обитель безумного ученого, скорее, на домик буржуа, так нет и сколько-нибудь занятных и парадоксальных научно-популярных выкладок. Необязательно загружать зрителя высокой наукой. Но какую-нибудь сахарную науч-поп-косточку надо было бросить. Как это происходит в "Играх разума", например.
И не очень понятны мотивы и причины событий. Зачем ученый впал в кому? При каких обстоятельствах? Нет ответа. Ну, может, я его не заметил. Не исключаю.

И о хорошем

А главное достоинство фильма — это, конечно, Катерина Шпица. Эта эпизодическая героиня "Реальных пацанов" и имперсонаторша знаменитостей из шоу "Точь-в-точь" обладает, оказывается, очень недюжинным талантом. В маленькой девушке клокочет потенциал грандиозной актрисы.

В общем-то, посмотрим правде в глаза — Шпица легла на амбразуру. Она не только достала деньги для завершения фильма, она его вообще весь на себе вытянула, как мышка-норушка репку.

Героиня Шпицы многогранна, обаятельна без гипертрофированного самовыражения. Актрисой выстроен очень живой и яркий образ, которому доверяешь и всячески симпатизируешь. Все прочие артисты перед этой талантливой девушкой просто меркнут. Тут, кроме "браво", ничего и не скажешь. Молодец Катерина. Впереди у нее, как мне кажется, много блистательных ролей.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский