Дремучее средневековье: Минздрав стесняется обнаженных инвалидов

© Sputnik / Робертс ВицупсЭкспозиция в Музее истории медицины
Экспозиция в Музее истории медицины - Sputnik Латвия
Подписаться
В Музее истории медицины проходит выставка работ о тех, кто наиболее подвержен риску социальной отверженности. Но как догадаться о содержании экспозиции, когда на стене музея висит лишь белый плакат с именем автора и названием выставки?

Вы когда-нибудь задумывались, как поют немые, рисуют слепые или ходят люди с ампутированными конечностями? А, может, о том, как человек без ног и пальцев рук моется в душе? Нет. По большей части потому, что думать об этом не обязательно. Нам — здоровым. Еще потому, что задумываться о таком неловко, "неудобно" да и вообще странно.

А мы ведь не хотим, чтобы нас считали странными. Нам удобнее считать "странными" тех других. Глухих, немых, слепых и уродливых. Или вообще притвориться, что мы их не видим. Так и проще, и не напрягает.

Музей истории медицины — один из тех, что еще из детства сильнее прочих впечатывается в память. Были и другие, но этот — особенный.

© Sputnik / Робертс ВицупсВидеоинсталляция из жизни людей с ограниченными возможностями
Видеоинсталляция из жизни людей с ограниченными возможностями - Sputnik Латвия
Видеоинсталляция из жизни людей с ограниченными возможностями

лавным образом потому, что тогда он казался загадочным и даже немного пугающим. Экспозиция многочисленных статуй в человеческий рост. И самыми пугающими были не скелеты и внутренние органы, а средневековые зарисовки — умерший от чумы, которого выбрасывают из окна в мешке, прокаженный с колокольчиком на шее, человек с перекошенным от боли лицом в тот момент, когда ему ампутируют ногу, и заключенные за решеткой — закованные в кандалы душевнобольные. Во времена Средневековья их было легче изолировать, чем лечить, принять или понять. Потому что тогда было недостаточно знаний. Соответственно — понимания и терпения. Это понятно и, возможно, даже объяснимо.

Но Средневековье кажется уже наивной ерундой, когда в 21-м веке ответственная инстанция в лице Министерства здравоохранения Латвийской Республики запрещает размещать рекламный плакат на стене музея только потому, что на нем видны обнаженные человеческие тела.

Помните то старое "дело Пиноккио", когда на рекламном плакате Латвийской национальной оперы был изображен стоящий полубоком голый мальчик (гениталий не было видно)? Тогда некие сознательные граждане рассмотрели в нем "рекламу" педофилии — и плакат запретили. Даже уголовное дело завели, которое, к счастью, ничем не кончилось.

В Музее истории медицины проходит выставка работ польского художника Артура Жмиевского "Слепая зона", поднимающая вопрос о слоях общества, наиболее подверженных риску социальной отверженности. В данном случае — об инвалидах. И на ней слепые рисуют, немые поют, а люди с ампутированными конечностями ходят.

© Sputnik / Робертс Вицупс Работа из цикла "Слепая зона" польского фотографа Артура Жмиевского
Работа из цикла Слепая зона польского фотографа Артура Жмиевского - Sputnik Латвия
Работа из цикла "Слепая зона" польского фотографа Артура Жмиевского

Это семь крупномасштабных фотографий, рисунки слепых людей и различные видеоинсталляции. Это наполненные и объемные работы, непосредственно отражающие и актуализирующие проблемы и нужды "нестандартных" людей. Необходимость быть принятыми и интегрированными. Что духовно развитые люди воспринимают как само собой разумеющееся. Так же, как необходимость и право на творческое самовыражение.

Средневековью… прошу прощения, Минздраву это кажется неприемлемым. Не углубляться, не думать и не видеть гораздо проще и удобнее. Поэтому стену музея украшает всего лишь белый плакат с именем автора и названием выставки.

Сходите на эту выставку.

И подумайте. А средневековье пусть останется на совести министерства.

Лента новостей
0