Как фотограф, я давно интересовался пролегающей в тех местах старой торфяной узкоколейкой. Бывал там десятки раз, и ветреный день конца июня показался мне идеальным для очередного посещения в поисках новых кадров.
Лесная дорога через осушенное Медемское болото, соединяющая Зиепниеккалнс и Баложи, — излюбленное место прогулок еще с начала 90-х, когда на окраине Риги начали строить последний спальный микрорайон советской эпохи. Бонус в виде прилегающего к домам леса с удовольствием используется всеми — владельцами собак, приверженцами бега и скандинавской ходьбы, велосипедистами, да и просто теми, кто решил хоть на короткий период покинуть железобетонные джунгли спального района мегаполиса.
Баложский торфяной завод был основан в 1947 году. Перевозка торфа из горной области на завод осуществлялась по узкоколейной (750 мм) железной дороге, общая протяженность заводской рельсовой дороги доходила до 28 километров. После распада СССР завод сократил добычу торфа, и железнодорожная сеть была расформирована. Часть подвижного состава и ненужные более рельсы были использованы при строительстве железной дороги на торфянике в Инчукалнсе.
Разумеется, не пощадили Баложскую железную дорогу и охотники за металлом. В результате до наших дней сохранились лишь 2,5 км путей. Последний узкоколейный вагончик пробежал здесь в конце 2011 года. Конечно, добыча торфа из Медемских болот не прерывается и сейчас, но на завод его доставляют "скучными" тракторами.
До захода солнца еще несколько часов, и я решаю, что в предзакатном свете разобранные рельсы получатся особенно живописными. Помню, что лет десять назад видел там даже остатки подвижного состава и пару ржавых тележек от локомотива. Однако, уже через несколько километров пешком понимаю — что-то не так. Уже ближе к цели мои подозрения подтверждаются: железнодорожные пути местами восстановлены! На свежих крепких шпалах лежат новенькие рельсы, и вся конструкция прочно стянута промасленными болтами.
На соседнем дереве обнаруживаю информационный плакат с сообщением, что на этом месте идут работы по созданию музея Баложских торфяника и железной дороги. Строится он на общественных началах и с возможностью каждого желающего помочь организаторам. Подробную информацию можно найти на сайте kudrasbanitis.lv.
Действительно приятный сюрприз, учитывая, что такое случается крайне редко — легендарными объектами, утерянными после распада и разграбленными в межвременье, чаще просто пренебрегают, оставляя в забвении. Достаточно вспомнить судьбу пивзавода Vārpa или часть санатория Кемери.