РИГА, 22 июн — Sputnik, Милена Ясинская. Когда на фронтоне Национального театра появляется афиша спектакля "Дни портных в Силмачах", понимаешь, что Лиго близко, какая бы погода ни стояла на дворе. Пьеса Рудольфа Блауманиса, премьера которой состоялась 115 лет назад, пережила бесчисленное количество инсценировок и стала настоящим хитом у латышской публики. Для многих зрителей ежегодный поход на спектакль — обязательный ритуал, приобщающий к духу Янова дня.
Современники вспоминали о Блауманисе как об улыбчивом, почтительном, жизнерадостном человеке и отмечали, что его характер лучше всего отражали его комедии.
"Мои произведения серьезные, иногда невеселые, но во мне всегда жива одна светлая черта, и она тоже ищет проявления, требует выражения", — рефлексировал Блауманис.
В третьей по счету комедии "Дни портных в Силмачах" его светлая сторона нашла наиболее яркое воплощение.
"Не забывайте, друзья, что это шуточная пьеса. Я хотел показать смех. Иной цели у меня не было. Мне нравится, когда народ смеется", — характеризовал автор свое произведение.
Для латышей "Дни портных" — как зеркало, но не реалистичное, а слегка приукрашивающее: в нем они видят себя такими, какими им хочется быть — чуть более сумасбродными, романтичными, свободными, веселыми, чем на самом деле.
Крестьянская идиллия
Вдохновение для рассказов и пьес о жизни крестьян Блауманис черпал на родине, среди холмов и лесов Видземе на родительском хуторе "Браки" (сейчас здесь открыт дом-музей писателя). Там он провел детство, там научился любить природу и ценить красоту патриархальной идиллии, туда возвращался потом не раз, спасаясь от тягот рижской жизни. Ведь его судьба в Риге складывалась непросто: холостяцкие скитания по съемным квартирам, безденежье, борьба с туберкулезом.
Колоритных героев пьесы Блауманис списал со своих деревенских соседей, наделив их яркими характерными чертами. Среди его многочисленных персонажей зрителю легко выбрать тех, с кем хочется идентифицироваться, а в некоторых он опознает черты своих знакомых и родственников.
В основе сюжета — любовный треугольник, плавно перетекающий в четырехугольник: хозяйка Силмачей, богатая вдова Антония в Янов день собирается замуж за юного батрака Алексиса, который влюблен в скромную служанку Элину. Сшить свадебный наряд Антония заказывает своему бывшему ухажеру, портному Дударсу, прибывшему в Силмачи с учеником Рудисом и швеей Зарой. Дударс пытается отговорить Антонию от замужества.
Тем временем в его подопечную Зару влюбляется юный еврей торговец Йоске, вынужденный скрывать чувства к бедной девушке: ведь его отец Абрам против этого брака. Нетрудно догадаться, что вместо одной свадьбы в финале нас ждут целых три. И не все герои выйдут за тех, за кого планировали.
Сюжет романтической комедии идеально соответствует структуре сказки: каждый из героев на пути к цели преодолевает препятствия, встречает противников и в конце концов либо получает желаемое, либо пересматривает свои намерения.
На этот шампур легко нанизываются любовные интриги, национальные особенности, фольклорные мотивы, перлы народной мудрости, шутки-прибаутки, музыкальные номера. Самый яркий аналог подобного подхода в мировой литературе — рассказы Николая Гоголя из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Уместно вспомнить и шекспировские комедии "Сон в летнюю ночь" и "Двенадцатую ночь" с их любовной неразберихой и атмосферой праздничного переполоха.
Театральный рекорд
"Дням портных в Силмачах" не был уготован теплый прием. Зимой 1902 года после премьеры в доме Рижского латышского общества критики разгромили спектакль, автора упрекали в легковесности (мол, пьеса подходит только для кабаков), в игнорировании серьезных проблем. Блауманис счел нужным публично оправдываться, объясняя, что стремился создать легкое развлекательное действо для народного увеселения.
Увы, пьесу быстро убрали из репертуара: в 1902 году прошли всего три спектакля. Спустя шесть лет писатель умер от туберкулеза в финском санатории в возрасте 45 лет, и началась его посмертная канонизация. "Дни портных в Силмачах" уже в статусе классики с триумфом шествовали по латвийским сценам. Впрочем, напасти на этом не кончились.
Советская власть подвергла пьесу цензуре, в театрах долгие годы шел ее сокращенный, выхолощенный вариант. Затем была восстановлена оригинальная версия. Только за послевоенный период "Дни" показали более 300 раз, пик популярности комедии пришелся на 80-е годы и период Атмоды, когда она шла одновременно во всех ведущих театрах Латвии: в Национальном театре, ТЮЗе, Лиепайском театре, затем в Новом рижском театре.
В постановке Театра русской драмы, осуществленной режиссером Аркадием Кацем в 1980 году, главную героиню Антонию блистательно играла Нина Незнамова. Сейчас одну из самых оригинальных трактовок пьесы можно увидеть в Латвийском театре кукол. Режиссеры Валдис Павловскис и Карлис Аушкапс превратили героев Блауманиса в домашних животных. По их мнению, такой прием "помогает достичь более ярких взаимоотношений персонажей, ни в коем случае не оскорбительных…"
Идеальное Лиго
"В чем причина феноменальной популярности "Дней портных в Силмачах"?" — поинтересовался Sputnik у режиссера Индри Роги. Ее музыкальный спектакль с Дитой Луриней в главной роли уже седьмой год с огромным успехом идет в Латвийском национальном театре.
"В советское время комедию Блауманиса запрещали ставить, даже Лиго приходилось отмечать подпольно, был такой период, – рассказывает Индра. — Конечно, это подогрело интерес к пьесе. Жанр комедии близок публике, в спектакле много шуток, на него идут, чтобы отдохнуть, посмеяться, приобщиться к духу праздника".
Рога отметила, что Блауманис показал, каким бывает идеальное Лиго, когда праздник отмечают всей деревней: танцуют, поют, ходят друг к другу в гости.
"И мне хотелось передать эту атмосферу радости, ощущение дома, любви. Многие зрители приходят на спектакль из года в год, зная сюжет наизусть. Для них это своеобразный ритуал, помогающий приобщиться к духу Лиго. Постановка популярна у публики всех возрастов: и молодежь приходит, и дети", — поделилась Индра.
Режиссер призналась, что каждый день перед спектаклем реквизитор печет блины, которыми герои потчуют друг друга на сцене.
"Спектакль живет своей жизнью. Актерский состав постепенно меняется, что тоже привносит новизну", — добавила Рога.
Индра Рога поставила пьесу Блауманиса в жанре лубочной комедии, играя на сочетании фарса и лиризма. В отличие от оригинала, на Лиго в ее спектакле идет дождь. А на чердаках в Силмачах шалят домовые – их роли исполняют актеры, которые раньше играли протагонистов пьесы.