Как известно, Сейм в окончательном и бесповоротном чтении утвердил поправки, запрещающие использовать в цирковых представлениях диких животных. На достигнутом, считаю, останавливаться нельзя. Как долго, я вас спрашиваю, в центре европейской столицы Риги будет находиться памятник так называемым бременским музыкантам?!
Сегодня, когда защитники и друзья животных (собака — друг человека, человек — друг животного) заточают себя в клетках у здания латвийского парламента, чтобы искоренить бесчеловечную (господа, вы — звери) практику эксплуатации зверей в Рижском цирке, этот памятник является воплощенным в бронзе свидетельством многовекового издевательства возомнившего себя царем зверей человека над братьями своими меньшими. Простите за сложносочиненное предложение, трудно остановить поток возмущения.
А цирк?! В прошлом году в Риге был случай, когда некая учительница, побывавшая на представлении в Рижском цирке, пожаловалась, что нильскому крокодилу во время представления пасть заклеивают липкой лентой! На что дрессировщик вынужден был оправдываться, мол, так лучше для самой учительницы и ее учеников.
Я, честно, не знаю, на чью сторону встать в споре тех, кто считает, что животные должны оставаться артистами цирка наравне с людьми, или тех, кто считает, что это недопустимо. Нас-то в детстве учили, что дрессировка зверей — это чудо. Частичка магии, которой окружен цирк, волшебства, которое достигается упорным трудом. Причем как человека, так и животного. Учили, что такое единение человека и зверя, их понимание друг друга — одна из вершин человеческой деятельности. Профессией дрессировщика всегда восхищались. Особенно теми, кто заходил в клетку к хищникам. Да и самих четвероногих воспринимали как артистов. Считалось, что, распробовав вкус оваций и славы, мишка или тигр уже не смогут от него отказаться.
Но прошло время. Возможно, психология животного стала более понятна человеку. Да, подготовка зверей к выступлениям в цирке — тяжелый обоюдный труд. Но если для человека это осознанный выбор, то бессловесное животное никто не спрашивал. Вы уверены, что ему хочется работать? Вставать в шесть утра и бегать за морковкой? А вам, кстати, самим в кайф каждый день вставать на работу? И вы станете утверждать, что это ваш осознанный выбор, а не роль, навязанная обществом потребления? Ау, защитники животных, освободите нас из этого беличьего колеса!
На днях приют и социальная ветеринарная клиника Dzīvnieku draugs ("Друг животных") чествовала "Кошачьих ангелов" — людей, которые бескорыстно жертвуют свое свободное время, силы и средства, чтобы позаботиться о бесприютных котах и кошках. Здорово! Правда, смутила появившаяся ранее информация: как сообщил Tvnet.lv, социальная клиника Dzīvnieku draugs в рамках международного проекта планирует стерилизовать несколько сотен тысяч котов и кошек из кошачьих колоний, о которых и заботятся те самые "ангелы".
Нет, понятно, что плодить нищету и бесприютную безотцовщину нельзя. Романтика в духе "наша крыша — небо голубое" сегодня не прокатит. Но самих-то котиков кто-нибудь спросил? Готовя аргументы парламенту в пользу запрета цирковых животных, активисты заручились мнением более 100 психологов (!) Ау, что думают "кошачьи психологи" по поводу принудительной стерилизации усатых-полосатых? Не страдают ли они, будучи обреченными остаться без потомства?
Но понятно, что защитники животных лучше знают, что необходимо для самих животных. Но от этого становится как-то неуютно не только бременским музыкантам. Ибо, как свидетельствует история, всегда находятся благодетели, которые лучше людей знают, что им нужно.