РИГА, 12 июн — Sputnik, Милена Ясинская. Работы знаменитой латвийской художницы Майи Табаки, созданные во второй половине 70-х, в том числе — в период ее берлинской арт-резиденции, помещены в контекст немецкого искусства той эпохи.
За год, проведенный в Западном Берлине, Майя Табака покорила местную художественную богему своим обаянием, эффектной внешностью и яркой образностью картин. Арт-критики называли ее "райской птицей", немецкие друзья в шутку присвоили ей титул "советской графини".
В Германии Майя Табака по ее собственным словам "почувствовала ветер под крылом". На ее картинах, созданных в 1977-1978 годы, Западный Берлин предстает ярким, мультикультурным, драматичным, даже психоделическим городом. Реалистичные детали на картинах соседствуют с потоком воображаемых образов.
Персонажи колоритны как на подбор: цыганка на фоне многонациональной берлинской толпы, мечтатель в шляпе и его двойник, витающий в облаках вместе с пишущей машинкой, пожилые дамы с похожими лицами, утопающие в цветах, даже берлинские наркоманы вперемешку с их видениями.
Есть и портреты самой Майи Табаки: самый запоминающийся из них — ее лицо крупным планом с фотоаппаратом вместо носа — создал известный немецкий художник еврейских корней Вольф Фостелль. В ответ Табака нарисовала Фостеля в окружении домочадцев.
На выставке можно увидеть его достаточно провокационные работы на тему Холокоста. Представлены и картины других звезд берлинской арт-сцены 70-х: Саломе, Дитера Мазура, Райнера Феттинга и их современников. Четверо из ныне живущих авторов прибыли на открытие выставки.
"Я рада, что этот проект реализовался, что в Латвию приехали мои друзья, художники из Германии. Сорок лет прошло, и многое теперь выглядит по-другому. Но интерес к 70-м по-прежнему большой. Думаю, выставка будет интересна и познавательна, в том числе для молодого поколения. Мы задумывали ее как диалог между поколениями, между художниками и публикой", — сказала на встрече с журналистами Майя Табака. А в беседе с корреспондентом Sputnik призналась: "В Германии меня тогда встретил теплый прием. Немецкие художники оказали мне большую поддержку, я сразу почувствовала себя комфортно в их среде".
В Западный Берлин художница из советской Латвии попала благодаря знакомству с живущим в Германии латышским искусствоведом и арт-менеджером Валдисом Аболиньшем, исполнительным директором берлинского Нового общества изобразительного искусства. Высоко оценив работы Табаки, Аболиньш пригласил ее поучаствовать в выставке "20 реалистов из Советской Латвии".
И спустя несколько лет помог художнице получить стипендию Службы академического обмена Германии (DAAD) и приглашение в течение года жить и работать в Западном Берлине.
По советским меркам возможность вырваться в мир и окунуться в жизнь самого передового из западноевропейских городов казалась невероятной. Запад встретил Майю Табаку с нескрываемым интересом, результатом ее арт-резиденции стала масштабная персональная выставка в Западном Берлине в 1979 году "Maija Tabaka (Riga). Bilder 1962-1978", состоявшаяся в Доме художников Bethanien и хорошо принятая критиками и публикой. Проект "Майя Табака и Западный Берлин" — частичная интерпретация той персональной выставки — призван не только напомнить о первых международных успехах латвийского искусства, но и дать представление о том, чем жил разделенный на две части мегаполис.
Напомним, что в 70-е открытый к новшествам и смелым экспериментам Западный Берлин как магнит притягивал творческих людей из Европы и Америки. Уникальной энергетикой города подпитывались музыканты Дэвид Боуи, Брайан Ино и Игги Поп, иконы американского поп-арта Энди Уорхол и Кит Хэринг, режиссеры немецкой новой волны: Райнер-Вернер Фассбиндер, Вим Вендерс, Александр Клюге.
Искусство Западной Германии переживало период бурного развития: еще в чести был реализм, в то же время набирали обороты концептуализм и неоэкспрессионизм (течение "Новые дикие"), искусство перформанса (самой яркой его звездой был художник и акционист Йозеф Бойс). И в этом многообразии Майе Табаке удивительным образом удалось не затеряться и заявить о себе.
Время, проведенное в Западном Берлине, обогатило латвийскую художницу в творческом плане: она уверенно освобождалась от власти художественных установок, царивших дома, и амбициозно искала собственный путь, обращаясь к новым формам и многообразию выразительных средств.
На выставке представлены экспонаты, отобранные куратором Ивонной Вейхерте из фондов Латвийского Национального художественного музея, Музея Союза художников Латвии, Ludwig Forum Aachen, Berlinische Galerie, а также собраний Вольфа Фостелля, Ютты и Манфреда Гейнрихов, семьи Зузанов и других частных коллекций Германии, Латвии и США.