РИГА, 9 июн — Sputnik. Бизнесмен Лео Юнзис, в прошлом широко известный автор передачи "Ажуаж" Лелик, недавно напечатал наклейку, которая должна стать символом дружбы между русскими и латышами. Но вот незадача: если русские все поняли правильно, то латыши обиделись.
Идея наклейки витала в воздухе, но первое графическое воплощение "дружбы двух народов" опубликовала известный рижский блогер и организатор торжеств Елена Тонова.
Картинка неизвестного автора нашла отклик в фейсбуке собрав много лайков и перепостов. Владелец интернет-магазинчика Sikumi.lv (Мелочи.лв) Лео Юнзис, заразившись идеей графического отображения латышско-русской дружбы, напечатал наклейки.
"Эта наклейка – стильный аксессуар, подчеркивающий личную позицию. Хватит войн, все мы похожи и нам нечего делить! Наклейка предназначена для приклеивания на входную дверь, ваше имущество, автомашину и т.п. Покажите окружающим, что у вас нет ничего общего с теми, кто хочет нас разделить!"
Однако оказалось, что не все так просто. Первая же публикация в прессе собрала массу критических комментариев и на русском, и на латышском языках. Если русские комментаторы в основном жаловались на цену, но идею одобряли, то латышские возражения были куда более серьезными – идеологическими.
Как ни странно, но латыши ассоциируют этот рисунок не с дружбой между гражданами Латвии, а с вторжением в личное пространство и предложением любить "страну-агрессора", – рассказал Лео Юнзис Sputnik. В латышских комментариях постоянно всплывает тема Украины, хотя на этом рисунке она вообще никак не обозначена. По сути эти комментаторы воспринимают триколор не как обозначение национальности, а как принадлежность к государству, хотя идея рисунка совсем в другом.
Последняя перепись населения говорит, что в Латвии проживает 62% латышей, 26% русских и 12% представителей других национальностей, которых можно назвать в основном русскоязычными.
Дружба между двумя большими этническими общинами Латвии могла бы сыграть важную роль в укреплении государства. Возможно, кто-то на официальном уровне заинтересуется графическим отображением этой дружбы – и либо одобрит этот символ, либо предложит свой. Естественно, символ должен быть понятным обеим общинам и способствовать объединению, а не расколу.
Наклейки только вошли в продажу, и пока о них больше говорят, чем покупают их. Характерно, что, судя по фамилиям покупателей, идея дружбы более востребована именно русской частью населения.