РИГА, 8 июн — Sputnik. Причиной крушения самолета Ту-154, на котором летел президент Польши Лех Качиньский, стало снижение борта ниже безопасной высоты в 100 метров и вследствие этого — столкновение с деревом, сообщает РИА Новости.
"Поскольку фрагменты крыла самолета были обнаружены в березе, а фрагменты березы — в крыле, а также на основании комплексного анализа всей имеющейся информации, включая факт неуправляемого переворота воздушного судна "на спину" после столкновения с березой, комиссия МАК пришла к однозначному выводу, что именно это столкновение привело к началу разрушения воздушного судна", — заявил глава технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы Алексей Морозов.
Техническая комиссия МАК представила окончательный отчет о катастрофе в 2011 году, через год после катастрофы, но до сих пор Варшава периодически делает заявления, опровергающие выводы комиссии.
В ноябре 2015 года правительство Польши собиралось оспорить в Страсбурге итоги расследования катастрофы.
"Мы пожалуемся в Страсбурге на российское следствие за затягивание расследования, в арбитражные суды за удержание нашего имущества, чтобы был выдан вердикт, обязующий Россию вернуть нам имущество (обломки самолета Ту-154М)", — объяснял глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
Версия теракта
"Вы знаете, это достаточно огульное заявление, которое под собой не имеет ничего. И, собственно, мы все, и в том числе и в публичной плоскости, имели возможность ознакомиться с обстоятельствами этой ужасной трагедии", — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Никаких признаков воздействия на самолет взрывчатых веществ выявлено не было", — заявил Морозов.
Пропажа секунд
В сентябре 2016 года Варшава представила первые итоги нового расследования. Замглавы польской комиссии Казимеж Новачик заявил, что разрушение самолета Качиньского началось за 900 метров до места трагедии. Сигнал о неисправности двигателя был зафиксирован на высоте 15 метров.
По словам представителя комиссии, с польского регистратора, установленного на самолете, исчезли 3 секунды записи, с российского — 5 секунд. Как утверждает Новачик, "в вырезанной части записи содержалась информация о неисправности двигателя… на высоте 15 метров".
Вина диспетчеров
Варшава пыталась возложить вину за произошедшее на российских диспетчеров: по мнению экспертов, они ввели пилотов самолета Качиньского в заблуждение, сообщив неверное расстояние до взлетно-посадочной полосы. Морозов опроверг эти утверждения.
"После запроса экипажа воздушного судна на пробный заход снижение было разрешено только до безопасной высоты 100 метров, которая соответствует метеоминимуму аэродрома. Важно подчеркнуть, разрешение на производство посадки группой руководства полетами не выдавалось", — указал он.