Балтийское море омывает почти 500 км берегов Латвии. Мореплаватели в этих водах ходят с древнейших времен, поэтому сложно определить, кто был тем человеком, который разжег первый сигнальный костер на берегу, чтобы уберечь проходящие корабли от коварных течений и опасных мелей и подсказать им безопасный путь к берегу.
В "Хронике Ливонии" Генриха Латыша упоминаются лоцманы, которые уже в XIII веке проводили корабли в Рижский порт. Однако постоянные маяки — высокие береговые башни с сигнальными огнями — стали появляться на территории Латвии только в XVII веке. Первыми были два каменных маяка на мысе Колка.
К началу XIX века на всех побережьях мира действовало не более ста маяков, из которых на морском побережье нынешней Латвии стояло три: в 1819 году начал свою "трудовую карьеру" Даугавгривский маяк, построенный по поручению Екатерины Второй для улучшения условий навигации по Даугаве; в 1884 году на искусственном острове в море, в 5 км от мыса Колка, начал свою службу маяк Колка, заменивший береговые каменные маяки, бывшие частной собственностью баронов Остен-Сакенов; примерно в это же время был построен Михайловский маяк, который стоял там же, где сейчас находится маяк Микельторнис.
Каждый маяк имеет свои индивидуальные характеристики: окраску, тип светового и звукового сигнала. Окраска маяка зависит от фона местности: на светлом фоне, например на фоне песчаных дюн, маяк положено красить в красный или черный цвет; на темном фоне, например на фоне леса, – в белый; на пестром фоне маяк будет выкрашен в черно-белые контрастные полосы.
У соседних маяков рисунок полос будет отличаться, чтобы их невозможно было спутать. Маяки не всегда расположены на самом берегу моря. Часто, чтобы увеличить дальность распространения света, их строят на возвышенности, которая может находиться за несколько километров от берега.
Айнажский маяк
На самой границе с Эстонией, в паре километров от мелкого каменистого побережья находится Айнажский маяк, который раньше был задним створным огнем Айнажского порта. Порт со временем потерял свою значимость, поэтому маяк теперь служит указателем на прибрежные мели.
Маяк Кюрмрагс
В народе этот маяк получил название Маяк Контрабандистов — в начале 20-х годов ХХ века рядом проходил один из путей ввоза в Латвию дешевого эстонского спирта.
Металлическая конструкция, функционировавшая с 1923 по 1967 год, была разрушена ураганом, а затем следующим ураганом смыта в море. Сейчас останки конструкции находятся на каменистом Видземском побережье у самой кромки воды и служат популярным фоном для фотосъемок.
Маяк в Даугавгриве
Первый деревянный маяк был здесь построен в 1819 году и освещался масляными лампами. Через полвека деревянную башню заменили чугунной, и она простояла до Первой мировой войны и была разрушена отступавшей русской армией.
В 1921 году по инициативе Рижского торгового порта была построена новая, железобетонная башня, взорванная немецкой армией в 1941 году во время военных действий. После войны маяк заменяла временная деревянная башня, простоявшая вплоть до 1956 года. Теперешний, выкрашенный в чёрно-белый цвет Даугавгривский маяк вошел в число действующих только в 1957 году.
Само здание маяка закрыто для посещения, так как находится в охраняемой портовой зоне, но к постройке можно подойти довольно близко и даже обойти кругом, так как сразу за маяком начинается каменный мол, отделяющий устье реки от залива. Особенно живописен мол в ветреную погоду, когда волны с силой бьются о громадные глыбы укрепления насыпи.
Маяк в поселке Энгуре
В 1953 году установлена высокая металлическая вышка с осветительными приборами и деревянной решеткой. Это так называемый модернизированный маяк.
Маяк Мерсрагс
Один из самых живописных маяков в Рижском заливе. Как повествуют древние предания, в этом месте по берегу водили корову с фонарем на шее, чтобы вводить в заблуждение проходящие мимо суда, приманивать их и грабить.
В 1875 году здесь построили один из самых красивых маяков Латвии, который прозвали "французом", поскольку башня маяка, его оптическая система и лампа были изготовлены во Франции, в Париже. Однако маяк сильно пострадал во время Первой мировой войны — во время обстрела согнулась его металлическая конструкция. Современный маяк построен в 1922 году и укреплен восемью металлическими ребрами, обшитыми снаружи клепаными металлическими листами.
Маяк Колка
Там, где кончается залив и начинается открытое море, в пяти километрах от берега мыса Колка, на искусственном острове стоит маяк Колка. Это тот самый маяк, который поставили в 1884 году, чтобы заменить два "частных" каменных, от которых было больше проблем, чем пользы.
Судам, следовавшим в Рижский залив, преграждала путь длинная песчаная отмель, здесь многие корабли терпели крушения. Чтобы оградить корабли от опасности, в 1858 году был установлен плавучий маяк, а затем в 1883 году на искусственно созданном насыпном островке возведены деревянная башня маяка, служебные и жилые здания. Через год на месте временной деревянной башни была устанавлена стальная и построены каменные технические здания.
Все они сохранились и по сей день, но постепенно территория маяка приходит в упадок, так как на острове уже нет людей, и маяк работает в автоматическом режиме. Маяк Колка является одним из двух самых недоступных для туристов маяков Латвии.
Слитерский маяк
Южнее мыса Колка находится Слитерский (Шлитерский) маяк. Уже в XI веке на его месте зажигали костры для обмана мореплавателей, чтобы ограбить севшее на мель судно.
Возможно также, что это место когда-то почиталось как святое, поскольку на картах оно обозначено как Соборная гора или Церковная гора. В середине XIX века местный барон Остен-Закенс вырубил растущие на краю обрыва высокие деревья, служившие мореплавателям ориентиром.
Поэтому было решено построить здесь маяк, и в 1850 году на этом месте была возведена 26-метровая круглая башня, сложенная из булыжника. Из всех латвийских маяков Слитерский маяк наиболее удален от берега (5,3 км), но, несмотря на это, до 1999 года именно его свет горел выше всех над уровнем моря (102 метра). В настоящее время Слитерский маяк находится в ведении администрации Национального парка Слитере, в нем расположен музей с панорамной платформой и небольшой экспозицией об истории маяков Латвии. Слитерский маяк – второе старейшее навигационное сооружение, сохранившееся на территории страны.
Маяк Микельбака
Южнее по побережью стоит самый высокий в Латвии маяк Микельторнис, или Микельбака, раньше — Михайловский. Его высота составляет 62 метра. Маяк был назван по имени находящейся в море Михайловской мели, он был построен в 1884 году, чтобы предупреждать о ней корабли.
Но при строительстве не учли, что маяк стоит на песках-плавунах. Из-за неравномерной осадки почвы верх башни постепенно отклонился от вертикальной оси почти на 12 см — и маяк стал "падающим".
Работы по укреплению основания башни падения маяка не остановили, и его снесли в 1932 году. Во время Второй мировой войны была разрушена и вторая башня, а в 1957 году была построена новая, которая стоит и по сей день. На маяке расположена смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Ливское побережье с самыми живописными и спокойными пляжами, природным заповедником с 12 уникальными сохранившимися до наших дней ливскими рыбацкими поселками: Ovīši, Lūžņa, Miķeļtornis, Lielirbe, Sīkrags, Mazirbe, Košrags, Pitrags, Saunags, Vaide, Kolka и Melnsils.
Поселки считаются охраняемым культурным объектом и располагаются в Слитерском природном заповеднике со специально оборудованными туристическими тропами, веломаршрутами и объектами для осмотра.
Ирбенский маяк
Недалеко от маяка Микельбака, в море, в 20 км от берега, на мели стоит второй из малодоступных латвийских маяков — Ирбенский. Это уникальное сооружение было сдано в эксплуатацию в 1985 году, сменив на опасной мели прежний плавучий маяк.
Раньше электроэнергией маяк обеспечивал атомный генератор. На его крыше была устроена вертолетная площадка, а внутри — жилые помещения. Теперь в этом во всем нет необходимости, так как маяк работает в автономном режиме, а электричество добывается благодаря солнечной энергии.
Овишский маяк
Маяк стоит на мысе Овиши. Издревле в здешних окрестностях было пристанище разбойников, которые жгли ложные сигнальные костры — бочки с горящим дегтем — и грабили севшие на мели корабли.
Маяк начали строить в 1809 году, но из-за войны с Наполеоном строительные работы были завершены только в 1814 году. Маяк имеет конструкцию двойного цилиндра: диаметр наружной башни — 11,5 метра, внутри находится еще одна — диаметром 3,5 метра. В XVIII–XIX вв. подобные двухцилиндровые маяки использовались в Европе также в качестве оборонительных сооружений на случай атаки противника.
Ужавский маяк
По праву считается одним из самых красивых латвийских маяков — белая башня с флюгером, стоящая посреди сосен на высокой дюне, о подножие которой бьются морские волны. Маяк построен в 1879 году, но первые упоминания о навигационном огне здесь датируются еще XVII веком.
В 1910 году на берегу под маяком соорудили каменную насыпь, поскольку из-за пологого побережья морские волны размыли подножие дюны. Сегодня основание маяка защищают огромные железобетонные глыбы. Современная башня Ужавского маяка — уже вторая в этом месте. Первая была разрушена артиллерийским огнем во время Первой мировой войны.
Маяк Акменьрагс
Находится в одном из самых опасных мест на всем побережье Балтийского моря. Он отмечает каменную отмель длиной примерно в две морские мили (3,7 км). Глубина моря на этой отмели лишь немногим более двух метров.
Маяк построен в 1885 году. Материалы для его строительства доставлялись по морю из Лиепаи, у мыса Акменьрагс они погружались на плавучие понтоны и переправлялись к мосткам в море. Башню маяка обновили в 1921 году. Акменьрагс пережил несколько кораблекрушений.
Наиболее известное из них — посадка на мель латвийского теплохода "Саратов" в сентябре 1923 года. Маяк охотно принимает у себя гостей, а его смотрительница собирает необычные камни и янтарь и охотно рассказывает посетителям, как отличить настоящий янтарь от подделки и где можно отыскать волшебного "куриного бога".
Лиепайский маяк
Расположен на закрытой территории Лиепайского порта и включен в список охраняемых культурных объектов. Это единственный в Латвии маяк, построенный из чугунных сегментов. Здесь же можно найти и другие необычные строительные решения: шахта для вращающегося стола с отвесами, ажурная чугунная лестница со 149 ступенями, купола из просветленного стекла.
Работу маяк начал в 1868 году. Легенда гласит, что для литья чугунных блоков не хватило металла и его получили, переплавив десять пушек, поднятых с затонувшего в 1758 году российского линейного крейсера "Москва". Корабль тогда находился в глубинах Балтийского моря около Зиелупе. Несмотря на то, что Лиепайский маяк пострадал от обстрелов во время Первой мировой войны, до наших дней он дожил практически в первозданном виде.
Маяк Папес
Находится у границы с Литвой, в самой южной части Латвии в природном парке Папе. Из всех маяков Латвии он ближе всего к морю. В 1887 году здесь была возведена первая деревянная башня, на месте которой в 1910 году зажгла свои огни металлическая башня маяка, существующая и по сей день.
На рубеже XIX-XX веков в народе маяк называли "Приграничным", так как он находился на границе Российской империи с Пруссией. Свет маяка указывал кораблям дорогу в Лиепайский порт. Само здание маяка закрыто для посетителей, но приехать сюда всё же стоит: природный парк с живописным приморским ландшафтом, особенная атмосфера старинных рыбацких поселков, уникальные пастбища диких лошадей и туров и другие объекты.
Сейчас вдоль морского побережья Латвии расположено 13 маяков (не считая высотных модернизированных сигнальных конструкций с сигнальным оборудованием, которые, строго говоря, маяками не являются, ведь в морском деле маяками принято называть только укрепленные башни с внутренними помещениями для персонала и оборудования). Четыре из них уже погашены.
В современной навигационной терминологии маяками считаются только те береговые знаки, свет от которых распространяется на 10 морских миль (18,25 км). Все остальные навигационные сооружения, не соответствующие этим параметрам, называют световыми знаками.
Поездки к маякам можно совмещать с осмотром других латвийских достопримечательностей. Например, если вы запланировали поездку в Вентспилс, начинайте свой путь от мыса Колка вниз по побережью и осмотрите самые красивые маяки-музеи и рыбацкие поселки Латвии.