РИГА, 29 мая – Sputnik, Милена Ясинская. Обычно об итогах Каннского фестиваля судят по наградам, которыми он отмечает свежие веяния и тенденции, задавая киномоду на год вперед. Однако в этом году важнее всего были не призы, а изменения в регламенте.
Тенденция моды обозначилась без наград, сама собой. Она проявилась в том, что в программе не нашлось места ни одному голливудскому фильму, зато за призы сражались сразу несколько лент, произведенных интернет-ресурсами и не предназначенных для кинопроката.
Главным же сюрпризом оказалось то, что руководство фестиваля поддержало Альмодовара и поменяло регламент. Со следующего года фильмы для стриминговых сетей даже не будут брать в конкурс. Таким образом, Каннский фестиваль отгородился от технической революции и сам себя загнал в узкие рамки – ему подавай фильмы для кинопроката (то есть дорогие), но при этом не голливудские (то есть убыточные).
В этих узких рамках "Золотую пальмовую ветвь" получил "Квадрат" шведского режиссера Рубена Остлунда – едкая сатира на авангардное искусство, страшно далекое от народа, но при этом популистское по концепции.
Мастеру нагнетания саспенса Йоргосу Лантимосу и его фильму "Убийство священного оленя" достался приз за лучший сценарий. До сих пор карьера греческого режиссера шла по нарастающей. Сначала он снял абсурдистскую притчу без звезд ("Клык"), потом – с одной звездой ("Лобстер" с Колином Фарреллом), теперь – с двумя (Фаррелл плюс Кидман) и упаковал чемоданы, чтобы отправиться снимать сериал в США (ждите в следующем году "О том, как стать богом в Центральной Флориде" с Кирстен Данст).
Что до приза ФИПРЕССИ, то его получил ученик Сокурова Кантемир Балагов за фильм "Теснота". Сокуров раньше других понял, что ребята вроде Звягинцева вряд ли поедут снимать фильмы на Северный Кавказ — переживать за судьбы России им удобнее в Москве. Поэтому Сокуров набрал курс студентов непосредственно в Кабардино-Балкарии — из тех, кто с детства прикипел к горячим точкам страны.
Юбилейный Каннский фестиваль прошел без скандалов и открытий. Ему все труднее диктовать условия XXI веку. Однако надежды, что Канны сохранятся как символ кинопрестижа, еще остаются. Как сказал когда-то родоначальник авангарда Казимир Малевич: "Квадрат – зародыш всех возможностей".