"Циники" Владислава Наставшева: по канату через пропасть

© Foto : пресс-фото / Янис ДейнатсКадр из спектакля "Циники" в Новом Рижском театре
Кадр из спектакля Циники в Новом Рижском театре - Sputnik Латвия
Подписаться
Лауреат "Ночи лицедеев" Владислав Наставшев поставил в Новом рижском театре пьесу "Циники" по роману Анатолия Мариенгофа о любви и русской революции

РИГА, 26 мая – Sputnik, Милена Ясинская. В Новом рижском театре 24 мая состоялась премьера спектакля "Циники". Режиссер Владислав Наставшев перенес на сцену действие романа Анатолия Мариенгофа об интеллигентах, переживающих смутные послереволюционные времена, усмотрев в нем параллели с нашей эпохой.

Чтобы замахнуться на постановку сложного, написанного в форме пространных диалогов романа, нужно обладать немалой режиссерской смелостью. Тем более что новаторский для своего времени, антисоветский по сути роман Мариенгофа сегодня основательно подзабыт.

Михаил Горбачев - Sputnik Латвия
Михаил Горбачев: жалею, что нет Советского Союза
С высоты нашего времени сам факт его публикации в 1928 году в Берлине кажется удивительным. Роман "утек" за границу при попустительстве советской писательской комиссии. Мариенгофа начали травить на родине, вынудили публично покаяться, но этим дело и ограничилось. В СССР "Циников" выпустили лишь в перестроечном 1988 году.

Сейчас о Мариенгофе чаще вспоминают в связи с Сергеем Есениным, его ближайшим другом и соратником по течению имажинизма. А ведь в 20-е Мариенгоф считался поэтом первого ряда. За пристрастие к смелым, брутальным образам имажинисты прозвали его Мясорубка.

История повторяется

Наставшеву оказалась созвучна не только яркая образность романа, но и заявленный в нем протест против политики тоталитаризма, коверкающей и ломающей судьбы людей.

"Та тревога, которая ощущалась сто лет назад, чувствуется и сегодня. Нам приходится жить под "шум времени", о котором говорил Мандельштам, в обстоятельствах, которые нам заданы. Политика и история вмешиваются в нашу частную жизнь, хотим мы того или нет. Появляется разрыв между тем, что с нами происходит, и тем, как мы эту реальность воспринимаем… Отсюда рождается критическое отношение, а из него в свою очередь — цинизм. В этом смысле роман Мариенгофа очень актуален", — полагает режиссер.

Музыкальная группа АлоэВера - Sputnik Латвия
Лекарство от скуки: концерт с налетом романтики и легкого цинизма
Главный герой спектакля Владимир — интеллигент, эрудит, противник большевизма. Почти три часа спектакля он беспрерывно резонерствует, рассуждая о чем угодно: от превратностей любви до избирательного сродства христианства и большевизма, от зверств Бориса Годунова до политики НЭПа, от поэзии Овидия до древнеарабских свидетельств о коварстве русских.

Выдержать эти речи можно только благодаря героическим усилиям актера Вилиса Даудзиньша, которому удалось создать точный пластический и интонационный рисунок роли. Некоторые из афоризмов его героя надолго застревают в памяти. "Любовь, котоpую не удушила pезиновая кишка от клизмы, — бессмеpтна". "У нас благополучно добирается до цели только тот, кто идет по канату через пропасть".

Время от времени речь Владимира прерывают сообщения, доносящиеся из радиоколонки: нейтральные сводки о забастовках рабочих и контрреволюционных заговорах постепенно сменяются рапортами о случаях канибализма среди оголодавших жителей деревень. Мрак сгущается, совсем как в пародирующих эстетику соцреализма романах Владимира Сорокина.

Просто и символично

Сценография Моники Пормале очень проста и одновременно символична. Действие разворачивается на длинном столе: за ним сидят, на нем едят, читают, спорят, занимаются сексом.

В первом отделении на стол водружают скелет лошади, во втором акте мы видим уже ее разрозненные обглоданные кости. Маленькую радиоточку со стола дублирует огромная круглая колонка в глубине сцены, напоминающая кинокамеру. То ли это намек на Большого брата из антиутопии Оруэлла "1984", то ли на "киноглаз" Дзиги Вертова. Вспомним, что большой поклонник "Циников" поэт Иосиф Бродский ставил Мариенгофу в заслугу то, что он первым применил прием "киноглаза" в русской литературе.

© Foto : пресс-фото / Янис ДейнатсКадр из спектакля "Циники" в Новом Рижском театре
Кадр из спектакля Циники в Новом Рижском театре - Sputnik Латвия
Кадр из спектакля "Циники" в Новом Рижском театре

Самые драматические моменты спектакля сопровождаются ритмичным перестуком барабанов (сбоку на сцене — ударная установка, за которой сидит барабанщик) и надрывным русским шансоном в исполнении Гуны Зарини, играющей главную женскую роль — роковой красавицы Ольги, возлюбленной Владимира.

Ольга — наследница экзальтированных дам Серебряного века, любовника она называет на "вы" и изменяет ему направо и налево. То с его недалеким братом-большевиком Сергеем (Андрис Кейшс), который убьет на гражданской войне ее собственного младшего брата Гогу и станет контуженным инвалидом. То с нечистым на руку нэпманом Докучаевым (Евгений Исаев) — правда, с ним из благих соображений: чтобы полученные деньги отдать голодающим детям.

Героиня Гуны Зарини постоянно в центре внимания, за ней интересно наблюдать на протяжении всего спектакля.  За ее изящными, томными жестами, когда на первом свидании с Владимиром она ставит себе клизму, за ее лихорадочной охотой на вшей во время другого свидания. За ее эффектными акробатическими номерами в любовных сценах: то, что в романе остается за кадром, на сцене разворачивается в смешной и жуткий эротический фарс.

© Foto : пресс-фото / Янис ДейнатсКадр из спектакля "Циники" в Новом Рижском театре
Кадр из спектакля Циники в Новом Рижском театре - Sputnik Латвия
Кадр из спектакля "Циники" в Новом Рижском театре

В конце спектакля из фарсовой героини Ольга вдруг превратится в трагическую. Преобразится и Владимир: перестанет быть жалким подкаблучником, сбросит маску ерничающего циника, под которой скрывал трепетное и поэтичное отношение к жизни. И если досидите до конца, то будете вознаграждены.

Ближайшие спектакли: 26, 28 мая, 6, 10 и 11 июня.

Лента новостей
0