РИГА, 26 мая – Sputnik, Милена Ясинская. В Новом рижском театре 24 мая состоялась премьера спектакля "Циники". Режиссер Владислав Наставшев перенес на сцену действие романа Анатолия Мариенгофа об интеллигентах, переживающих смутные послереволюционные времена, усмотрев в нем параллели с нашей эпохой.
Чтобы замахнуться на постановку сложного, написанного в форме пространных диалогов романа, нужно обладать немалой режиссерской смелостью. Тем более что новаторский для своего времени, антисоветский по сути роман Мариенгофа сегодня основательно подзабыт.
Сейчас о Мариенгофе чаще вспоминают в связи с Сергеем Есениным, его ближайшим другом и соратником по течению имажинизма. А ведь в 20-е Мариенгоф считался поэтом первого ряда. За пристрастие к смелым, брутальным образам имажинисты прозвали его Мясорубка.
История повторяется
Наставшеву оказалась созвучна не только яркая образность романа, но и заявленный в нем протест против политики тоталитаризма, коверкающей и ломающей судьбы людей.
"Та тревога, которая ощущалась сто лет назад, чувствуется и сегодня. Нам приходится жить под "шум времени", о котором говорил Мандельштам, в обстоятельствах, которые нам заданы. Политика и история вмешиваются в нашу частную жизнь, хотим мы того или нет. Появляется разрыв между тем, что с нами происходит, и тем, как мы эту реальность воспринимаем… Отсюда рождается критическое отношение, а из него в свою очередь — цинизм. В этом смысле роман Мариенгофа очень актуален", — полагает режиссер.
Выдержать эти речи можно только благодаря героическим усилиям актера Вилиса Даудзиньша, которому удалось создать точный пластический и интонационный рисунок роли. Некоторые из афоризмов его героя надолго застревают в памяти. "Любовь, котоpую не удушила pезиновая кишка от клизмы, — бессмеpтна". "У нас благополучно добирается до цели только тот, кто идет по канату через пропасть".
Время от времени речь Владимира прерывают сообщения, доносящиеся из радиоколонки: нейтральные сводки о забастовках рабочих и контрреволюционных заговорах постепенно сменяются рапортами о случаях канибализма среди оголодавших жителей деревень. Мрак сгущается, совсем как в пародирующих эстетику соцреализма романах Владимира Сорокина.
Просто и символично
Сценография Моники Пормале очень проста и одновременно символична. Действие разворачивается на длинном столе: за ним сидят, на нем едят, читают, спорят, занимаются сексом.
В первом отделении на стол водружают скелет лошади, во втором акте мы видим уже ее разрозненные обглоданные кости. Маленькую радиоточку со стола дублирует огромная круглая колонка в глубине сцены, напоминающая кинокамеру. То ли это намек на Большого брата из антиутопии Оруэлла "1984", то ли на "киноглаз" Дзиги Вертова. Вспомним, что большой поклонник "Циников" поэт Иосиф Бродский ставил Мариенгофу в заслугу то, что он первым применил прием "киноглаза" в русской литературе.
Самые драматические моменты спектакля сопровождаются ритмичным перестуком барабанов (сбоку на сцене — ударная установка, за которой сидит барабанщик) и надрывным русским шансоном в исполнении Гуны Зарини, играющей главную женскую роль — роковой красавицы Ольги, возлюбленной Владимира.
Ольга — наследница экзальтированных дам Серебряного века, любовника она называет на "вы" и изменяет ему направо и налево. То с его недалеким братом-большевиком Сергеем (Андрис Кейшс), который убьет на гражданской войне ее собственного младшего брата Гогу и станет контуженным инвалидом. То с нечистым на руку нэпманом Докучаевым (Евгений Исаев) — правда, с ним из благих соображений: чтобы полученные деньги отдать голодающим детям.
Героиня Гуны Зарини постоянно в центре внимания, за ней интересно наблюдать на протяжении всего спектакля. За ее изящными, томными жестами, когда на первом свидании с Владимиром она ставит себе клизму, за ее лихорадочной охотой на вшей во время другого свидания. За ее эффектными акробатическими номерами в любовных сценах: то, что в романе остается за кадром, на сцене разворачивается в смешной и жуткий эротический фарс.
В конце спектакля из фарсовой героини Ольга вдруг превратится в трагическую. Преобразится и Владимир: перестанет быть жалким подкаблучником, сбросит маску ерничающего циника, под которой скрывал трепетное и поэтичное отношение к жизни. И если досидите до конца, то будете вознаграждены.
Ближайшие спектакли: 26, 28 мая, 6, 10 и 11 июня.