РИГА, 21 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. Майский граф — это самый лучший защитник города, в старину выдвигавшийся из самых достойных, ну, или из тех, кто имел право считаться таковыми. Когда зародилась традиция, никто точно не помнит, но, как и большинство рижских праздников, ее придумали самые главные весельчаки нашего древнего города — Братство Черноголовых.
В это братство допускались только самые богатые и холостые ганзейские купцы, совершавшие крупные оптовые сделки и регулярно веселившиеся и устраивающие в ганзейских городах всевозможные забавы, ходившие по самому краю средневековой христианской морали.
Прекрасный весенний праздник так понравился горожанам, что в 1477 году самая богатая община города — большая купеческая гильдия — потребовала себе право участвовать в конкурсе и получить право на состязание на звание самого лучшего защитника города, а также выбирать на целый год Майскую графиню — самую прекрасную и желанную деву города.
Конечно, сегодня, все куда как более демократично: Майским графом может стать любой из сумевших проявить себя на рыцарском турнире, даже гость города, да и положение в обществе уже не играет никакой роли. Но Майскими графинями, как и прежде, становятся самые прекрасные девушки: в этом году лучший рижский рыцарь выбрал огненноволосую красавицу, чей образ прекрасной принцессы лучницы Мерриды был позаимствован ею из мультфильма "Храбрая сердцем".
А уступила почетный титул Майской графини великолепная валькирия с мечом, в этом году победившая в номинации "Лучший фэнтезийный костюм".
Манящие традиции седой старины
Средневековая ярмарка, возникшая на месте праздника, заставляла ностальгически вздыхать по ушедшим традициям старины. Одежда была выполнена из естественных материалов и давала телу дышать; еда и питье были без химии и не вызывали аллергии; оружие, настоящее и игрушечное, заставляло мальчишеские сердца сладко трепетать, равно как и девчоночьи — ряды с украшениями, каждое из которых несло тепло рук мастера и скрытый смысл, выраженный древней символикой. В общем, было на что деньги потратить.
"Такого душистого мыла вы не встретите больше нигде в Риге, — расхвалил свой товар Леонид Вишкерс, витающий в ароматах цветов, источаемых его товаром. — Все дело в натуральных цветочных экстрактах и эфирных маслах. Раньше некоторые известные бренды мыла использовали эту древнюю технологию, но теперь, раскрутив свой бренд как следует, перестали делать такие дорогостоящие вложения. Для меня же это дело принципа — я на этом не зарабатываю, я этим живу, это хобби, а деньги я зарабатываю в другом месте".
Рекламировать этого чудесного мыловара — дело абсолютно пустое, поскольку его товара в магазинах не встретишь; оно продается исключительно на ярмарках, использующих средневековый антураж, что делает его необыкновенно элитарным. Ну а качество товара легко может оценить любой мимо проходящий — так сильно и притягательно не пахнет больше ни одно мыло в Риге, хоть многие товары и позиционируют себя как биомыло.
Внутри и снаружи рыцарского турнира
Пока на сцене выступали различные музыканты и танцоры, в глубине площади на ринге силой мерились фехтовальщики. Самые юные на буффах — тренировочных мягких мечах, не оставляющих синяков и царапин, самые опытные и бывалые — на настоящем оружии. Впрочем, с настоящим оружием были исключительно показательные бои, которые не то что реками крови, парой царапин не заканчивались.
Многие бывшие победители рыцарских турниров и претенденты на этот титул прошлых лет с интересом посматривали на развлечение с торговых мест. Василий Голубев, входящий в роль бывалого торговца холодным оружием несколько раз в год на фестивалях реконструкторов, большую часть своей жизни проводит как строитель, а на мероприятия вроде праздника "Майский граф" приходит ради ощущения сказки.
"Прибыли это не несет, но есть возможность побыть кем-то другим, отдохнуть от утомляющего быта современности, — вздыхает Василий. — Раньше я выходил с мечом на турнир, а теперь смотрю, как это делают молодые, полные энтузиазма ребята, и продаю аксессуары сказки. Стоят они недешево (около 300 евро), но самым достойным и бедным, тем кто достоин, но не может себе позволить, я раз в год бесплатно дарю меч. Почему? Да потому, что это сказка, и, если человек достоин стать героем этого сказания, как можно ему не помочь? Я же уже говорил, хоть на этой ярмарке и можно потратить деньги, но есть и другой путь — стать героем. Здесь половина торговцев пришла не за прибылью, а за антуражем, стать частью древней истории, прикоснуться к легенде".
Наряды многих пришедших на это мероприятие поражали воображение. Столько труда, столько мастерства было вложено в эти костюмы, так пленителен был результат — словно герои любимых книг юношества сошли со страниц и разгуливали среди туристов. Многие пришли сюда именно в костюмах своих любимых героев, и со сцены то и дело раздавались знаковые по историческим романам имена.
Всем сестрам по серьгам
А в центре площади за гранитными столами происходило средневековое чаепитие. Самый известный и титулованный чайных дел мастер Риги Юрий Подусов предлагал всем желающим абсолютно бесплатно принять участие в чаепитии рыцарских времен.
"Чайные традиции существовали не только в Китае, но и в средневековой Европе, в том числе и Риге, — сообщил Юрий, наливая в глиняную посуду, несущую отпечаток мастера, восхитительно тонкий отвар из яблоневого цвета. — Пить горячие отвары из плодовых растений и лекарственных сборов характерно для всех стран мира. Главное в этом процессе — поймать момент красоты в этом скоротечном мире. Чай должен дарить покой и понимание мира, рождать позитивные эмоции и желание увидеть красоту каждого мига".
Юрий, великолепно разбирающийся в истории и церемониях китайского чаепития, смог перенести самые лучшие принципы и на латвийскую почву, придав этому процессу чисто латышский колорит и вкус.
Целый день на площади что-то происходило, высокое жюри присуждало костюмированным персонажам разные призы, публика благодушно смотрела выступления. А закончилось все замечательным двухчасовым огненным шоу.