Появились данные о том, с какой интенсивностью вели антироссийскую пропагандистскую кампанию СМИ различных стран в 2016 году.
Такой показатель, как индекс агрессивности (ИА) – отношение числа негативных материалов по теме России и деятельности ее руководства к числу статей нейтральной тональности, у Латвии оказался равным 5,0. Здесь Латвия делит первое-второе место с соседней Эстонией, у которой примерно такой же индекс агрессивности. Фактически это означает, что две эти страны Балтии ведут против России пропагандистскую войну. Началом войны медиаэксперты считают индекс агрессивности от пяти и выше.
Собственно, даже у Украины ИА заметно ниже – 3,85. Примерно столько же и у Литвы (3,4). Посмотрим другие страны региона: Польша – 1,8, Германия – 2,1, Швеция – 2,5, Дания – 1,9, Норвегия – 1,0. Аномальность силы антироссийского напора в СМИ Латвии очевидна.
Дальше еще интереснее: в самый разгар мировой информационной войны против России, связанной с реакцией на возвращение Крыма и событиями на Украине, ИА, по итогам 2014 года, вырос в Латвии и в Эстонии до 1,0. С учетом абсолютной истерики "грандов" (в Германии, например, этот показатель был равен 7,5, в США – 6,3) можно считать, что Рига и Таллин весьма спокойно, практически нейтрально реагировали на ситуацию.
Дрейф индекса агрессивности Эстонии и Латвии по годам идеально совпадал между собой. Если во всех странах НАТО, как ни странно, агрессивность после украинского кризиса падала, то у этих двух стран в 2014 – 2015 — 2016 годах росла как на дрожжах: Эстония 1,0 — 3,8 — 5,1; Латвия 1,0 — 4,2 — 5,0.
Начнем с того, что массовый российский потребитель – читатель, телезритель и пользователь интернета – латвийскими СМИ, по понятным причинам, не интересуется. Все, что там пишут, предназначено исключительно для собственного населения.
Приведенный выше дрейф индексов "недружелюбия к России" наглядно показывает, что отношение журналистов к той или иной стране весьма пластично. Уровень недружелюбия задается национальными политиками исходя из так или иначе понимаемых интересов безопасности. Журналисты берут под козырек и начинают "вещать".
Например, так формировать общественное мнение, чтобы латыши или эстонцы были уверены в двух вещах: а) Россия вот-вот нападет или будет помогать войсками мифическим "латгальским сепаратистам" и б) от всего этого ужаса может спасти только развертывание ротационных "батальонов НАТО".
Но тут наметились некоторые расхождения во взглядах между политиками США и отстаивающими свое финансирование и влияние руководителями НАТО. 22 марта в палате представителей конгресса США прошли весьма интересные слушания по теме "Политика США в Балтийских странах". Выступали солидные эксперты, как "ястребы", так и "голуби".
Еще власти Латвии и других стран "балтийской тройки" должны сделать максимально прозрачными экономику и госаппарат (этот эвфемизм означает необходимость вести борьбу с коррупцией и черным лоббизмом). А самый хороший способ решить проблемы в регионе – способствовать развитию диалога по линии Балтия – РФ. Правда, профессор не удержался и сравнил в конце речи Путина и с Гитлером. Но это сегодня в балтийском тренде.
Рожанский считает, что попытки представить меры оборонительного плана со стороны РФ как подготовку к нападению на соседей и ближайшие страны НАТО весьма сомнительны. Более веским поводом для беспокойства можно считать значительное число русскоговорящих в Балтии. Люди, владеющие русским языком, пользуются российскими СМИ, а значит, подпадают под целевую аудиторию "пропаганды Кремля". Но затем эксперт снимает с повестки и данное беспокойство: между верностью исторической родине (России) и благополучием ЕС население Балтии склонно выбирать второе.
Остальные эксперты из разных лагерей единодушно высказались в том смысле, что никакой военный конфликт в Балтии сегодня невозможен, т.к. крайне невыгоден Кремлю и "режиму Путина", для которого сегодня гораздо важнее внутриполитические приоритеты. Поэтому разговоры об агрессивности России не более чем миф.
Кстати, главный пропагандистский рупор Латвии, направленный в сторону России, Latvijas Avīze отличился индексом агрессивности, равным 26. То есть на одну нейтральную публикацию о России в 2016 году пришлось 26 негативных (!). На втором месте IR – индекс агрессивности также чрезвычайно высок, он равен 22. Более солидно выглядят Diena и Neatkarīgā rīta avīze. Для них ИА на уровне 2,5. Довольно высоко, но терпимо. А вот у делового издания Dienas Bizness этот показатель всего 0,5. Вот такие конкретные цифры.