РИГА, 23 апр — Sputnik. Во Франции стартовал третий раунд всемирного сражения популизма со статусом-кво, приверженцев суверенитета с интернационалистами, сторонников закрытой и открытой модели общества, пишет газета El País.
Выборы во Франции можно рассматривать как новое звено в цепочке глобального принятия решения избирателями, начавшейся в 2016 году в Великобритании положительным итогом референдума о выходе из ЕС и продолжившейся победой нынешнего президента США Трампа в ноябре того же года.
Борьба противоположностей
Одиннадцать кандидатов соперничают между собой в первом туре. Из этих кандидатов, за исключением маловероятного случая набора одним из них более 50% голосов, двое лидеров выйдут во второй тур, назначенный на 7 мая. Наконец, победитель второго тура станет тем или той, кто возглавит Францию на ближайшие пять лет.
Другие два кандидата собираются сохранить традиционный французский общественный уклад и восстановить утраченную независимость, однако их предвыборные программы содержат существенно отличающиеся между собой модели перелома существующей системы, основанные на диаметрально противоположных идеологических взглядах. Марин Ле Пен, наследница ультраправого Национального Фронта, намеревается вывести Францию из Евросоюза и вернуться к национальной валюте. Жан-Люк Меланшон, лидер нового левого движения "Непокоренная Франция", союзного в числе прочих международных движений с испанской партией Podemos того же направления, включает в свою программу выход Франции из ЕС и НАТО при условии, если Евросоюз не примет предлагаемые им преобразования.
"Мы находимся посреди сильнейшего противостояния между теми, кто выступает за открытое общество и теми, кто предпочитает противоположное", — сообщил в телефонном разговоре Франсуа Хейсбург, заведующий лабораторией идей Международного Института Стратегических Исследований.
"Это главная разделительная линия. Классическая борьба между правыми и левыми отошла на второй план в нынешних выборах".
Темы дебатов — вечное стремление к французскому самосознанию, постоянные задержки в проведении реформ, угроза внутреннего терроризма, страх перед иммиграцией — столь же франко-французские, как и на предыдущих выборах, но результат на сей раз повлияет не только на жизнь самих французов, но и, быть может, жителей всего мира.
Строуб Тальботт из Бруклинского Института, ветеран администрации Клинтона в девяностые годы, выражает смесь тревоги и надежды. "Нервозность, молитвы и некоторая степень оптимизма со стороны американцев, полагающих, что европейский проект важен не только для самой Европы, но и для Соединенных Штатов. Поскольку, если европейский проект провалится, перед всем трансатлантическим сообществом встанет реальная угроза", — отметил Тальботт.
Курс Франции, курс Европы
Из четырех кандидатов на проход во второй тур Ле Пен стоит на откровенно пророссийских позициях. Ее победа может повернуть Францию — страну, традиционно трепетно относящуюся к собственной независимости, но одновременно трансатлантического союзника и приоритетного партнера Германии — лицом к России. Меланшон, в свою очередь, собирается восстановить французскую независимость времен генерала Де Голля. В том же направлении намеревается действовать и Фийон, сторонник расширения связей с Россией, но без потери трансатлантических связей.
Центр тяжести Европы имеет сейчас все шансы переместиться в сторону Российской Федерации.
"В стратегическом плане это означает начало конца западного мира", — подытожил Франсуа Хейсбург.
Головоломку усложняют итоги ноябрьских президентских выборов в США, чей нынешний президент оставил множество недомолвок относительно существующего в западном мире порядка,
"Избрание Трампа дает мощный стимул значительной части сторонников популизма среди европейских избирателей, и особенно во Франции", — отметила Николь Гнезотто, глава Института высших исследований национальной обороны. Она полагает, что эти выборы поднимают проблему суверенитета не только Франции, но и соседних государств. "Это больше, чем национальный выбор. Если Марин Ле Пен изберут президентом Республики, то ни Италия, ни Испания, ни Германия не смогут продолжить пребывать в зоне евро, даже если они этого захотят. Французское голосование — фактически силовое вмешательство в суверенитет других стран".