Впервые за 16 лет проведения конкурса молодых исполнителей "Новая волна" наша страна не представлена на его сцене. Что случилось на самом деле? Соседи Латвии убеждают ее, что обязательный призыв — это не "пушечное мясо". Как благодаря махинациям со статистикой чиновники и депутаты повышают себе зарплаты. Айварсу Лембергсу нужен "Северный поток". Правительству — нет.
Латвия не едет в Сочи. То ли Латвия плохая, то ли певцам что мешает
В прошлом году на конкурсе молодых исполнителей "Новая волна" в Сочи Латвию представляла певица Саманта Тина. Она рассказала Kas Jauns, почему никто не будет представлять Латвию в этом году на песенном конкурсе.
"Конечно, немного грустно, что у молодых талантов из Латвии нет возможности показать себя на конкурсах такого масштаба. Они никому еще во вред не пошли. Но не надо и придавать этим конкурсам слишком большое значение. Не конец света", — заявила певица, добавив, что часть латышей "Новую волну" не поддерживает, а часть к конкурсу равнодушна.
После недолгой паузы Саманта все-таки ответила на вопрос журналиста о том, почему же в этом году Латвия никого не послала на конкурс в Сочи.
"Я проинформирована о том, что и как там происходит. Знаю и причины, по которым конкурсанты из Латвии не были взяты. Просто некого брать! Нет сильных певцов, сильных личностей. "Новая волна" — это шоу. Там нужны персонажи, которыми можно зарядить публику. Но среди участников из Латвии, которые в этом году участвовали в отборе в Москве, ни один не отвечал требованиям членов жюри", — заявила певица.
Впрочем, неучастию в конкурсе Латвии могут быть и другие объяснения. Латвия утратила у россиян и российского ТВ свой былой "западный прибалтийский шарм", надоев своей враждебной пронатовской риторикой. Кроме того, повлиять на положение вещей мог отход от участия в конкурсе маэстро Раймондса Паулса. Короче, Латвия ни при делах.
Пушечное мясо — это те, кто не умеет прятаться
Марита Матисен, руководитель проектов Эстонской ассоциации НАТО, пристыдила на страницах Latvijas Avīze Латвию за то, что та не спешит ввести обязательную военную службу и призыв в армию. По ее словам, в Эстонии несколько лет назад шли дискуссии об отмене воинской обязанности. Но этого не произошло. А ведь еще недавно несколько лет назад она считалась устаревшей моделью безопасности. Несмотря на это, обязательная служба по-прежнему наиболее эффективна как раз для таких маленьких стран, как страны Балтии.
По словам эксперта, после окончания холодной войны многие европейские страны перешли на профессиональные армии, так как военная угроза практически исчезла. Но ситуация изменилась, и в 2016 году в Варшаве страны НАТО единогласно решили: Россия представляет угрозу европейской безопасности. Дискуссии о возобновлении обязательной службы идут в Польше, в Румынии многие политики хотят ее восстановить. Швеция, отменив ее в 2010 году, в этом снова ее восстановила как для мужчин, так и для женщин. И все из-за действий России. Подобные дискуссии идут во Франции, Италии, Германии и Великобритании.
Балтийские страны острее всех ощущают угрозу со стороны России. Поэтому Литва восстановила призыв в 2015 году и в прошлом году ввела вновь обязательную службу. Эстония же никогда от нее не отказывалась.
Для нейтральных стран, таких как Австрия, Финляндия и Швейцария, призыв остался аргументом в пользу того, что важно поддерживать сильную армию, потому что другие страны не обязаны им помогать в случае возникновения военного конфликта.
"Думаю, что риск конфликта в Швейцарии значительно ниже, чем в странах Балтии", — говорит Матисен.
Поэтому смысла отказываться от введения обязательной службы в Латвии нет. НАТО сильна, но каждое звено сильно настолько, насколько сильно ее самое слабое звено. Таким маленьким странам не надо много дискутировать об этом, так как численность нашего населения меньше, чем профессиональные армии некоторых стран. Оборона должна быть обязанностью каждого гражданина. Желание защищать свою страну начинается с дома и продолжается в школе и на обязательной службе, утверждает представитель Ассоциации НАТО.
Наконец, эксперт обращается к вопросу о том, готовит ли обязательная служба "пушечное мясо", как утверждали многие. По ее мнению, конечно, нет. "В любом военном конфликте гражданские лица — это те, кто всегда страдает сильнее всего, именно среди них больше всего жертв. Если есть кто-то, кого можно назвать "пушечным мясом", то это люди, которые не знают, как защитить себя, где спрятаться и как выжить в военных условиях. Если мы обучаем людей, как им защитить себя, мы оберегаем их от этого", — заключает Марита.
Зарплата "на бумаге". Как в Латвии нарисовали среднюю зарплату
Получка больше 6 тысяч евро в месяц для Латвии редкость, о которой, казалось бы, и говорить не стоит — от всего числа работников ее получают менее 0,5%. Тем не менее именно она оказывает большое влияние на благосостояние элиты, пишет Neatkarīgā Rīta Avīze. Ведь оклады депутатов, министров, руководителей госучреждений привязаны к средней зарплате по стране.
В этом случае цифры куда более реалистичны. Но если бы при подсчете средней зарплаты учитывались они, то наши чиновники зарабатывали бы гораздо меньше.
Как рассказала газете начальник отдела статистики ЦСУ Лия Лусте, средняя зарплата в стране в 2016 году составила 859 евро. В то время как медиана на 200 евро меньше — 658 евро. И именно этот показатель демонстрирует, сколько именно мы зарабатываем и насколько хорошо живем, и отвечает на вопрос о том, почему министерство финансов все еще говорит о росте благосостояния, обещая, что к 2020 году средняя зарплата на бумаге будет превышать 1 тысячу евро в месяц, хотя население при этом совсем не видит поводов для оптимизма.
Министр: Вентспилсский порт Nord Stream 2 не товарищ!
Участие Латвии или Вентспилсского порта в проекте газопровода Nord Stream 2 не может быть одобрено ни в коем случае, заявил министр экономики Арвилс Ашераденс, пишет Diena.
Он подчеркнул, что правительство уже приняло решение не участвовать в этом проекте ни в каком виде. Aшераденс сообщил, что дал четкие инструкции представителю Минэкономики в правлении Вентспилсского порта Сандре Сондоре не поддерживать участие порта в проекте Nord Stream 2.
По подсчетам портового управления, в результате участия в проекте экономика Латвии получит 25 миллионов евро. Однако, как сообщил Лембергс, против этого возражает министерство иностранных дел.
Поступившее порту предложение предусматривает, что Вентспилс мог бы принимать необходимые для строительства газопровода трубы, хранить их на своих площадках и доставлять на место прокладки газопровода в море. В настоящее время грузовых площадок порта недостаточно, чтобы хранить необходимое количество труб, поэтому инвесторы проекта предлагают вложить в порт 14 миллионов евро, построив дополнительные грузовые площадки площадью 7 гектаров, которые затем будут переданы порту.
Для того чтобы Вентспилсский порт мог участвовать в проекте, необходимо получить разрешение его правления. Как сообщил Лембергс, четыре из восьми членов портового правления делегированы министерствами, а МИД участие Латвии в этом проекте не одобряет. Поэтому, как считает мэр, всем представителям министерств могут дать единую команду не поддерживать проект.
"МИД не хочет, чтобы Латвия принимала участие в реализации проекта, поскольку этого требуют поляки. […] У поляков есть свои интересы — они не хотят, чтобы Германия получала газ напрямую из России. Они хотят, чтобы в этой цепочке участвовали и они, и это желание понятно и похвально, но почему Латвия за это должна платить?" — заявил Лембергс.
"Газ поступает из России, а его получателем является страна — член НАТО, экономический центр Европейского союза — Германия. Я считаю, что не поддерживать Nord Stream 2, при этом, когда Латвия может заработать, — это значит не поддерживать энергетическую безопасность Германии, что противоречит договору НАТО и договору Европейского союза", — заявил мэр Вентспилса.