Скажу, не кривя душой, что не являюсь фанатом саги о стритрейсерах. Смотрел ее давно, в разные годы, и предыдущая просмотренная часть была, кажется, пятой.
Но широкие зрительские массы новому "Форсажу", кажется, рады. Он, несомненно, станет чемпионом проката. По этому поводу в России даже случилось небольшое административное недоразумение: премьеру восьмого "Форсажа" отодвинули от мировой почти на десять дней, и хотели отодвинуть даже еще дальше. Почему? А чтобы обеспечить прокат российского фильма "Время первых", про героев космоса. Опасаются, что "Форсаж" героев-космонавтов обойдет на вираже.
Что ж, давайте посмотрим, что конкурирует с российской звездной сагой.
Каскадеры в штатском
Начинается восьмой "Форсаж" залихватской гонкой по улицам старой Гаваны. Гоняют со скоростью примерно так 240 км/ч. Движение, со всей очевидностью, не перекрывали. Были даже и пешеходы (наверное, каскадеры "в штатском"). Гонка, конечно, очень крутая – сшибающая уличные кафе и лотки, калечащая мотоциклы и уничтожающая моторы.
Но круче всего даже не скорость, а, пожалуй, то, что это, как ни крутите, Гавана – столица государства Фиделя Кастро. Американским кинематографистам теперь осталось только снять погоню в столице Северной Кореи Пхеньяне.
А в целом по началу фильма это "Форсаж" как "Форсаж". Грохочет железо, рычат моторы. Происходят однозначно феерические погони. Из окон многоэтажных автостоянок падают приносимые в жертву автомобили. И всякое такое. Эффектно, чего уж там.
Зрелище, безусловно, красивое, но и аморальное, как мне кажется. Разумное, доброе, вечное в восьмом "Форсаже" искать совершенно бессмысленно. Восхитившись киношными гонками, можно двинуть по стопам скандально известной российской автогонщицы Мары Багдасарян и ее друзей – любителей лихих форсажей на пешеходных аллеях.
К тому же, думается, в свете последних европейских автотерактов многие трюки тоже смотрятся, прямо скажем, сомнительно. Особенно с участием пешеходов.
Кому подражала Мара Багдасарян
Но это так, брюзжание. Самое интересное у нас будет дальше. А пока переведем дух и пробежимся по актерам.
Вин Дизель. Я понятия не имею, чем замечателен этот актер и за что его любят. Это просто старательный эпигон Брюса Уиллиса. Например, в США есть такая профессия – имперсонатор, например, Элвиса Пресли. То есть человек – точная копия артиста. Тем и на хлеб зарабатывает. Вот и Вин Дизель Брюсом Уиллисом, похоже, работает. Да и хватит о нем.
Для многих дам, думаю, немаловажно участие в проекте Джейсона Стэтема. Да, это артист хороший, брутальный, небритый. Но как-то он усох, то ли похудел, то ли заболел. И вообще вдруг сделался похож на российского актера Максима Аверина.
Дуэйн Джонсон. Ну, у него, конечно, мускулы. Собственно, назвать эти нательные образования просто мышцами все равно, что Гималаи описать как холмы. Дуэйн Джонсон рвет наручники, портит кулаками бетонные стены. В общем, у Шварценеггера много таких ролей.
А вот девушка Мишель Родригес сыграла самую запоминающуюся, наверное, роль. Не по причине даже актерской игры. Видно, что играла старательно и режиссера слушалась. Но нет, дело в другом. Мишель Родригес – вылитая российская автогонщица Мара Багдасарян. Честно скажу, ни мгновения не сомневался, что Мишель и была объектом девичьего подражания московской любительницы скорости.
Ну и Шарлиз Терон. В фильме она появляется с тысячей маленьких косичек. Она, безусловно, очаровательна. Но играет злодейку-хакершу, которая мечтает о господстве над миром. Шарлиз восхитительно владеет мимикой, бесподобно производит эмоции. Но все это великолепие портит ровно одно обстоятельство – маникюр. Вот как посмотришь, как Шарлиз-хакерша ноготками-то своими по клавиатуре поцокивает, и понимаешь: ну, не по-настоящему ведь это все.
Бензопила и ядерный чемоданчик
Но вот в фильме происходят некие сюжетодвигающие события. Например, Шарлиз Терон вербует несгибаемого Вин Дизеля служить себе. Тот поддается и начинает "ездить" против своих товарищей. Те ничего не понимают. Зрители, в общем, тоже.
Но оказывается (тут уж поддам спойлер, что делать, но все равно "Форсажи" не из-за сюжета смотрят), что предыдущая его жена – из какой-то там предшествующей части – родила Вину младенца. Герой Дизеля о его существовании и знать не знал. Но докторша Зло в исполнении Шарлиз грозится несчастного малыша убить. И Вин переходит на темную сторону, да.
"Бывшую" с младенцем держат в плену на борту секретного самолета, за непробиваемой стеклянной преградой. И вот Вин Дизель попадает на борт, гладит стекло, истекает слезами. С той стороны – тоже лирика. И длится эта сцена долго-долго, тянется сладко-сладко. В общем, заснул автор этих строк на этой сцене. Поэтому какая-то часть событий фильма для него и по сей час загадка.
Проснулся же ваш покорный на сцене погони за лимузином. Не буду ее описывать, но по концовке Вин Дизель, угрожая, кажется модернизированной бензопилой, отбирает у каких-то людей с российскими флагами на лацканах пиджаков ядерный чемоданчик. Причем один из них оказывается министром обороны, то есть Сергеем Шойгу.
Но с Сергеем Кужугетовичем никакого сходства. Гораздо больше представленное в фильме российское официальное лицо похоже на министра спорта Виталия Мутко. Думается, что бессмертные его слова "лет ми спик фром май харт" впечатлили и Америку.
И, собственно, на этом моменте выяснилось, что до сих пор был – так, бульончик. А дальше начался самый жир.
Клюквенных дел мастера
А дальше положительные герои фильма убивают русских военнослужащих. Убивают пачками. Российские военнослужащие имеют, по старым традициям голливудской "клюквы", вид неопрятных бородачей. Хотя вроде бы это какие-то сепаратисты, обосновавшиеся на полярной базе атомных подлодок. Но такое ощущение, что благодаря стараниям западных пропагандистских структур слово "сепаратисты" — это всего лишь еще одно обозначение российских военных.
Русские — не на стороне зла. Темную силу олицетворяет, как мы помним, Шарлиз Терон с маникюром. Русские — просто зачем-то влезли в разборки двух автобанд. Сидели бы в сторонке, все и обошлось бы. Жуткие русские казаки преследуют добрых американцев по льду Баренцева, наверное, моря на каких-то таратайках, обстреливают ракетами. Но ни одна российская ракета, даже с теплонаведением, в американцев не попадает.
Я помню, какую бурю возмущения в годы перестройки вызвал безобидный советский боевик "Одиночное плавание". "Как?! – возмущались свободомыслящие публицисты. — Неужели осмелились показать вооруженное столкновение советской армии и Америки? Какая низость!" С тех пор этот фильм — неплохой и интересный, — кажется, даже ни разу не показали по телевидению. Все, стоп-лист навечно.
Но, как известно, быку не позволено то, что позволено Юпитеру. Россия, со своей стороны, со всем удовольствием, как мы видим, приобретает фильмы, в которых положительные англосаксы умерщвляют ее солдат. И даже прочит таким фильмам позицию лидера проката. Империя зла, что поделать.
Матчасть, похоже, готовили с видимостью старательности. Например, если в других голливудских фильмах кириллические надписи обычно представляют собой абракадабру и набор букв, то в восьмом "Форсаже" подход более основательный. На вертолетах, например, написано "Опасно". На ангаре, который полон бородатыми казаками, красуется надпись "Боеприпасы".
Ну и чудес, конечно, хватает. Вот, например, хакерша Шарлиз делает клац-клац маникюром по клавиатуре – и угоняет из сухого дока ядерную субмарину. Да, без экипажа, по земле. И много такого. Вот в самолет на полной скорости проникает Джейсон Стэтем. Вот Дуэйн Джонсон мускулистыми ногами пинает в сторону смертельные боеголовки.
Радует лишь одно. Перед десантом в российское Заполярье в условном Пентагоне происходит совещание сил добра. И кто-то из американских "эльфов" говорит: "Самара, Полярный, Ялта! Что у них за города? Как они это произносят?!"
Ялта, если кто не знает, находится в Крыму, принадлежность которого к России США ни в коей мере не признают. Но голливудские клюквенных дел мастера походя пошли против воли всемогущего Госдепа и таки признали Крым российским. Никто их за язык не тянул.