РИГА, 9 апр – Sputnik, Владимир Дорофеев. В актовом зале Балтийской международной академии, главной латвийской площадки "Тотального диктанта", свободных мест почти не было.
Люди приходили сюда без записи, некоторые даже и без рекламы в СМИ. После диктанта возмущались: мол, как так, по телевизору ничего не сказали, и по радио мы не слышали. Но и даже без особой рекламы самая крупная аудитория вуза была заполнена. Для диктанта любая площадка не подойдет, надо все же, чтоб люди не на коленке писали. В этом году к акции присоединились 40-я и 72-я рижские школы, куда люди приходили по предварительной записи.
В то же самое время писали диктант и другие латвийские города: Даугавпилс, Резекне и Краслава, Олайне и Елгава, а также Вентспилс. Но самая большая площадка, конечно, была в Риге. Всего в субботу в Риге скрипели ручками по бумаге, записывая диктант, около 400 человек, а в Латвии 566, что на 100 человек больше, чем в прошлом году.
Урок в удовольствие
Сказать по правде, с детства я ненавидел диктанты. Писал и медленно, и не сказать, чтобы всегда грамотно, что по понятным причинам скрывал. Собственно, и на этот "урок" шел, стиснув зубы, опасаясь, что будет как в школе: занудно, с натужной скоростью, а в результате куча ошибок и сплошное расстройство.
Надо отдать должное диктору – известному в Латвии филологу, преподавателю русской словесности Пушкинского лицея Андрею Георгиевичу Ефремову. Я даже позавидовал ученикам этой школы. Читая, он совершенно ясно выделял все знаки препинания. Поставить не в том месте запятую было невозможно, настолько четко, по-мхатовски выделялись паузы.
Всех пишущих он ждал, всем повторял фразу столько, сколько нужно. После того, как диктант был завершен, весь текст перечитал еще раз, чтоб можно было проверить грамматику и пунктуацию.
Перспектива сверху и со стороны
Записав несколько предложений и получив удовольствие от своей скорости письма, я остановился, чтобы поглядеть, как пишут другие. Мест с выдвигающимися полочками хватило не всем, некоторые писали, согнувшись в неестественных позах. Самые хитрые положили на колени приставные стулья, и на этой импровизированной полочке с удовольствием выводили строчки.
Абсолютное большинство пришедших писало не просто красиво, но почти каллиграфически. Конечно, характер себя в письме проявлял, но проявлял красиво. Забавно, но факт — хуже всех писали мы, журналисты. Даже если и грамотно, то по несколько раз переправляя одно и то же место. Вероятно, привычка ежедневно и ежечасно переосмысливать прочитанное заставляет все время сомневаться и по сто раз исправлять написанное.
Честно говоря, поглядев на то, как красиво выводят буквы другие, я не захотел дальше выводить свои каракули. Но бросать диктант не стал, а стал записывать его в смартфоне, набирая текст красивыми и одинаковыми печатными буквами. Что и говорить — удобно: описки и помарки бесследно стираются, пропущенные слова и буквы замечательно вставляются в нужное место, и скорость записи выше. Одна беда — такую работу к проверке не примут.
Впрочем, я сам проверил ее в интернете на орфографическом сервисе, все свои ошибки нашел и привычно проанализировал. Со стороны может показаться, что мы, журналисты, пишем грамотно и без помарок, и так действительно бывает, но все-таки большинство оставляет проверку грамотности корректору.
И все же, чем больше человек пишет, тем богаче его язык, его речевые обороты. Теоретическую пользу диктанта я понял давно: когда записываешь чужие мысли, тренируешь скорость письма, а правильно расставляя знаки препинания, даешь тексту новую глубину. Однако ощутить всю прелесть практики смог только сейчас, спустя 25 лет после школы. Хороший преподаватель — бесценный человек.
Награда для победителей
Результаты "Тотального диктанта" будут известны в мае, победителей (а их, например, в прошлом году было около 20 человек) наградят книгами и дисками с аудиолекциями. А самые грамотные поедут в Брюссель и Страсбург по многолетней программе поддержки "Тотального диктанта" в Латвии, которую проводит евродепутат Татьяна Жданок.
Среди победителей прошлых лет были не только русские, отлично знающие родной язык, но и латыши, знающие русскую речь не хуже, а лучше самих русских.
1. "Тотальный диктант" всей семьёй: наш опыт.
2. Русский язык, великий и могучий. "Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков" — Проспер Мериме.
3. Мой учитель русского языка. С любовью.
4. Почему я принимаю участие в "Тотальном диктанте" или собираюсь принять? Что мне даёт/даст участие в "Тотальном диктанте"?
5. "Без грамматической ошибки я русской речи не люблю", или всё-таки "Грамотное письмо — наше богатство"?
6.Русская литература всегда была нравственной.
7.Язык как история народа и зеркало цивилизации. "Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни" — К.Д.Ушинский.
Сочинения будут приниматься еще неделю.