С официальным визитом Латвию посетил президент Украины Петр Порошенко. С ответным трехдневным визитом в Киев отправился премьер республики Марис Кучинскис.
Визит Петра Порошенко с супругой в Латвию был организован на том же протокольном уровне, что и встреча сенатора-республиканца Джо Маккейна, состоявшаяся в конце 2016 года. Последний вояж легендарного ястреба по посткоммунистическим странам очень напомнил вчерашние события в Риге.
Улицы города в направлении аэропорта были частично перекрыты, кавалькада черных седанов и минивэнов в сопровождении полицейских экипажей неслась по рижскому Вантовому мосту, а на всем пешеходном пути Порошенко встали латвийские полицейские и размовлявшие в микрофоны охранники президента, включая господ из СБУ.
Рижский бальзам на киевскую душу
Они провели совместную пресс-конференцию, где звучали слова благодарности за поддержку украинского европейского пути. Эти ни к чему не обязывающие, но обязательные тезисы почти молниеносно ретранслировались на Украине как очередное достижение президента и главкома ВСУ Петра Порошенко.
"Латвия является эффективным защитником позиции Украины в Евросоюзе, поэтому поддержка Латвии в вопросах евроинтеграции для Украины очень важна. Латвия хорошо понимает Украину, поскольку пережила советскую оккупацию. Противостоять российской агрессии мы можем только при объединении усилий ЕС, Латвии и Украины", — сказал Порошенко.
Самый вежливый президент европейской страны Раймондс Вейонис ласково улыбался — в Латвии всем хорошо известно, что латвийский президент-джентльмен — добрый, скромный и даже мягкий по характеру человек.
За эти качества его любят граждане и даже неграждане, а рейтинг Вейониса в декабре прошлого года составил +58,1 пункта. Для сравнения, только 2% украинцев, по данным последнего опроса, полностью удовлетворены работой Порошенко и 15% доверяют ему лишь частично. Со времен киевского Майдана зимой 2014 года рейтинг президента Украины упал практически до нерукопожатного уровня.
Разрыв между Вейонисом и Порошенко очевиден — это как пропасть между Латвией и Украиной. Одна европейская республика смогла стать суверенной, вторая, после почти четверти века манипуляций интересами "Газпрома", через майданные настроения за последние три года потеряла Крым, Донбасс, газ и не менее 10 тысяч убитых военнослужащих и мирных жителей.
Владелец активов от конфет до банка
Интересен феномен украинского экспорта в Латвию — норвежский владелец латвийской фабрики сладостей Laima, крупный концерн Orkla заявлял, что украинский демпинг ломает принципы рыночной конкуренции. Бакалея производства украинских кондитерских комбинатов, с которой сняты ввозные пошлины, сметается в рознице: латвийские покупатели зачерпывают конфеты и батончики в мешки прямо из картонных коробок — нет в Латвии традиций продаж в красивых небольших упаковках, как в странах Западной Европы.
Производители Польши, Венгрии и Румынии в таких случаях объявляли бойкот магазинам в своих странах. А конфеты концерна "Рошен", принадлежащего Петру Порошенко, в невероятных объемах продаются врассыпную — с них снята таможенная пошлина на ввоз в ЕС.
Заметим, что в Европу балтийские республики, при всей своей остаточной советскости, ушли на четверть века дальше, чем Украина. Сумев избежать распада юрисдикции, раздела страны, острых этнических конфликтов и, наконец, самого страшного — гражданской войны. В Латвии сегодня уровень экономического развития — лишь 50% от среднего уровня Евросоюза. Для небогатого латвийского покупателя конфеты заводов Порошенко стали частью привычного рациона. Ящиков с этикетками "Рошен" в супермаркетах в Риге стало больше — потребитель в Латвии покупает цену, как говорят торговцы.
Другой важный интерес в Латвии у Порошенко — финансовый, связанный с политикой в том числе. Вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис, как бывший премьер латвийского правительства, недавно поддержал в Брюсселе выделение очередного евротранша Украине в размере 600 млн евро.
Свой банк в европейской юрисдикции на границе с Россией Коломойскому был нужен не только для демпингового кредитования – как еще несколько латвийских частных кредитно-финансовых учреждений, ПриватБанк является фигурантом прошлогоднего расследования американских аудиторов в качестве посредника на пути бегства капитала из России и стран СНГ.
В 2015 году, по данным финансового регулятора Латвии, латвийские банки прокачали через свои счета поток cash flow в объеме 300 миллиардов долларов, или 1% мирового долларового оборота за год. По результатам расследования американцев часть банков была лишена лицензии на право проведения долларовых операций в Латвии, один даже закрыт.
Конечно, сейчас операции по счетам этого банка жестко контролируются местными надзорными органами, но память об украинской "прачечной" осталась. Есть много таких отталкивающих Запад моментов в личности самого Петра Порошенко, на самой Украине и в системе украинской демократии, и это тем сильнее заметно, чем больше времени проходит после киевского Евромайдана.
Картина "демократического авторитаризма"
По данным свежего мониторинга Freedom House 26 экс-коммунистических стран, рейтинг развития демократии на Украине улучшился с 4,68 до 4,61 балла. Это — уровень гибридного полуавторитарного режима. Для сравнения, у Эстонии – 1,93 балла, у Латвии — 2,04 балла и у Словении — 2,04 балла, что соответствует демократическому устройству.
С каждым днем эта страна пугает Европу все больше. Президент Польши Анджей Дуда был в бешенстве после обстрела из гранатомета РПГ-26 здания польского консульства в Луцке на Волыни — польском воеводстве, помнящем зверства УПА до и в ходе Второй мировой войны.
Лидеры таких развитых западных стран, как Германия, Франция и особенно Нидерланды, игнорируют предложения встреч с Порошенко на высшем уровне. На Западе вотум доверия у него даже меньше, чем на Востоке.
Так, белорусский президент Александр Лукашенко не избегает встреч с Порошенко, в отличие, например, от Ангелы Меркель. В ЕС украинский мейнстрим имеет неплохую поддержку Европейской народной партии/Христианские демократы, самой массовой в Европейском парламенте, в которую включено большинство депутатов от Латвии — сразу четверо.
В конце марта на Мальте Порошенко добился одобрения ЕНП украинского "плана Маршалла" — кредитные линии Еврокомиссии в обмен на повышение пенсионного возраста и налогов на Украине. Это победа. Кредит МВФ отложен, по безвизовому режиму с ЕС в Европе еще будут голосовать, в Вашингтон сказали быть готовым прибыть за 24 часа, когда вызовут.
Мы сами сделали Украину такой
В очень многом мы сами виноваты, лицемерно поддерживая Украину там, где не следовало — как с Волынской резней. Довольно долго в Европе создавался образ Порошенко-демократа, где правда подменялась фейками. И это было так нам удобно…
Еще больше, чем непрекращающиеся разборки украинских олигархов за различные активы, рейдерство и коррупция, Европу пугают десятки тысяч ветеранов гражданской войны, которую фальшиво называют АТО, чтобы не лишиться кредитов Международного валютного фонда, ведь МВФ не кредитует воюющие страны. Если эти солдаты с травмами психики и оружием, прихваченным с фронта, хлынут в ЕС после вступления в силу безвизового режима и введения биометрических паспортов для граждан Украины, инциденты вроде кельнской новогодней ночи Европе покажутся доброй сказкой.
Чего ждать от Украины завтра — неизвестно, и это пугает больше всего. Да, страны ЕС принимают несчастных беженцев с Ближнего Востока — это гуманно и соответствует приоритетам большинства политиков Брюсселя. Конечно, Украина не Сирия, но страшно понимать, что выполнение Минских соглашений по урегулированию кровавой войны в Донбассе невыгодно действующему украинскому режиму и лично Петру Порошенко — интересы его бизнеса лежат в основе национальных приоритетов.
Возможен ли диалог
Безусловно, все могло быть иначе, выполни Порошенко домашние задания сразу после Евромайдана, в который Америка инвестировала 5 миллиардов долларов. Деньги освоили очень неэффективно: экономику уронили в три раза, балансируя на грани дефолта по оценке американских рейтинговых агентств. Уже 44-й президент Барак Обама разочаровался в Порошенко. Действующий президент США Дональд Трамп оценивает его не дороже никелевой монетки. Поддержка Украины сегодня не является для Америки приоритетом на фоне угроз глобального терроризма ИГИЛ (экстремистская организация запрещена на территории России и ряда других стран) и экономического противостояния с КНР.
Потом группа переместилась в парк Кронвальда к памятнику Тарасу Шевченко, открытому экс-премьером Арсением Яценюком почти три года назад. Напротив посольства Украины в Латвии стояли пикетчики с призывами остановить войну в Донбассе. За час пикета к ним не подошел ни один украинский дипломат, и это говорит о том, что, увы, никакой диалог пока не возможен.