РИГА, 31 мар – Sputnik. Победа Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции может изменить политическую систему страны, рассказывает эксперт по французской политике Ариана Богейн изданию The Local.
Эммануэль Макрон возглавляет предвыборную гонку во Франции и, вполне возможно, станет новым президентом страны после выборов в мае. Однако сможет ли он действительно управлять страной? Это странный вопрос, но нюансы французской политики могут доставить Макрону немало неприятностей.
Царствует, но не правит
Хотя конституция Пятой республики, созданная Шарлем де Голлем в 1958 году, расширила полномочия президента, она не позволила ему управлять страной. У президента есть только несколько полномочий, не требующих одобрения премьер-министра: он может назначить премьер-министра, распустить нижнюю палату парламента — Национальную Ассамблею, назначить референдум и стать "временным диктатором" в чрезвычайных случаях во время угрозы для нации. Также президент может назначить троих судей в Конституционный совет и направлять законы на рассмотрение совета.
Тогда почему же все считают должность президента Франции такой важной? Если коротко, то конституция никогда не исполнялась по-настоящему, в этом и состоит адская красота французской политики. Страна, которая с 1789 года не могла создать сильное парламентское большинство, с 1962 года делает это регулярно. И когда президент принадлежит к партии большинства, все карты у него на руках.
Иногда, впрочем, парламентское большинство противостоит президенту, и тогда обнажается истинная слабость его мандата. Если премьер-министр принадлежит к другой партии, то он может проводить свою политику, не подчиняясь указаниям президента, зная, что парламент его поддержит.
Нет такой партии
Макрон может выиграть выборы, но не получить парламентского большинства – скорее всего, победит правая партия республиканцев, либо несколько партий создадут против него парламентскую коалицию. Но, скорее всего, ни у одной партии не будет перевеса, и Макрону придется создавать необходимое парламентское большинство самостоятельно.
Как же Макрон получит вожделенное большинство без сильной партии за спиной? Возможно, он объединит правый центр и левый центр и, может быть, выторгует поддержку социалистов, хотя левое крыло партии вряд ли на это согласится. Однако даже если Макрон сможет выкроить себе большинство, он не всегда будет в состоянии рассчитывать на его поддержку. Впрочем, другие кандидаты могут столкнуться с той же проблемой – к примеру, Национальный Фронт, партия Марин Ле Пен, вряд ли получит больше, чем несколько мест в парламенте.
А, может быть, Макрон окажется настоящим радикалом, восстановит уважение к конституции и станет просто рефери, как ему и положено. В таком случае, это будет самым большим сюрпризом этой удивительной предвыборной кампании.