РИГА, 30 мар — Sputnik, Владимир Дорофеев. Четырехэтажное фабричное здание похоже на разворошенный муравейник — всюду снуют рабочие в ярких касках и жилетках и заделывают провалы окон, появляются и исчезают из разных дверей, что-то куда-то тащат. Оконные проемы четвертого этажа уже замурованы наглухо — здесь под крышей будет главный зал, вмещающий около 500 человек, и из десятка окон останется только два.
Перед тем, как пройти внутрь, журналистов собирают во дворе и проводят инструктаж по технике безопасности. В сопровождении представителей государственного акционерного общества Valsts Nekustamie Ipasumi, финансирующего проект, строительной инспекции и генерального подрядчика фирмы Abora, два десятка журналистов с камерами и диктофонами заходят в здание. Экскурсию проводит руководитель проектов Алексей Меренков.
"Помещение уже готово на 40 процентов. Главное, что здесь уже тепло и можно проводить отделочные работы. Они здесь несложные — на первом этаже будет склад декораций", — рассказывает Алексей.
Глядя на бетонные колонны помещения, на проемы, заложенные кирпичом разного цвета, я осознаю, что фабрика много раз перестраивалась, и начинаю выяснять у окружающих время ее постройки. Версии разные.
Некоторые, увидев бетонно-кирпичные конструкции, относят дату постройки к советскому периоду. Пожилые латыши со свойственной сдержанностью гордо заявляют о том, что фабрика времен первой республики. Мол, хорошее было время, крепкие постройки. Пожилые русские строители заявляют, что здание начала прошлого века, времен Российской империи.
Окончательную точку ставит интернет, поиск в котором моментально выдает, что это предприятие конца позапрошлого века, построено и не латышом, и не русским предпринимателем, и даже не немцем, а евреем-караимом Майкопаром в годы царствования предпоследнего русского царя Александра III, имевшего свою глубокую связь с городом и чуть не взявшего в жены рижанку.
"На втором этаже расположатся гримерки, комнаты для актеров, кабинеты режиссера и администрации, а также курилка", — продолжает Алексей Меренков, выводя нашу пеструю компанию на второй этаж.
Фотографы и телеоператоры разбредаются по помещениям в поисках лучшего кадра и с трудом собираются в одном месте. На время экскурсии в помещениях первых трех этажей работы не ведутся. Точнее, проходят в других местах. Где-то строят шахты лифтов, где-то занимаются другими инженерными коммуникациями.
Запах эпох
Мы дожидаемся заплутавших фотографов в светлом помещении курилки. Похоже, это единственное место, где сохранится исторический запах табака. Масляная краска, от старости свернувшаяся стружкой, до сих пор пахнет табаком. Впрочем, это и не удивительно — раньше запах чувствовался даже с улицы.
Впрочем, история "табачки" как фабрики длилась более 100 лет и окончилась уже в первом десятилетии двадцать первого века, когда сначала скандинавская табачная компания перепродала ее британской компании, а потом и британцы отказались от производства из-за величины акциза.
Пустовавшее здание было решено переделать в культурный центр, в котором сначала разместится Рижский новый театр, а потом, после реконструкции помещения на улице Лачплеша, которое занимает театр сейчас, и возвращения на исторический адрес, здесь разместится культурный центр с выставочными и театральными залами.
"Изначально на строительство планировалось потратить 3,8 миллиона евро, но после смены подрядчика и зимнего простоя работ сумма выросла до 4,9 миллиона евро, — делится со Sputnik представитель VNI Арнис Блоданс. — Из них, кстати, 1,3 миллиона — европейское софинансирование".
"Здесь расположатся малый и камерный зал, — рассказывает Алексей Меренков, когда мы поднимаемся на третий этаж. — Большой зал на 550 мест, камерный на 200, малый зал точно не помню, но между этими значениями.
В помещении камерного зала темно. Оно уже отделано акустическими панелями латвийского производства — инновационный материал, отражающий звуки определенных частот таким образом, что во всем помещении одинаково и равномерно слышна речь актеров. Пока еще помещение не оштукатурено, но я уже испытываю гордость за нашу страну. Кому как, а мне будет приятно знать, находясь в театре, что даже стены в нем, включая такие сложные компоненты, как акустические панели, — местные.
"В разных помещениях разная степень готовности, — подытоживает Алексей. — Окончательно работы будут выполнены к июню этого года".
Что ж, будем ждать. Тем более что ждать осталось всего три месяца. Строительная инспекция подтверждает, что все работы и материалы соответствуют нормативам и здание сможет нормально выполнять свои функции.