РИГА, 29 мар — Sputnik. Латвия стоит перед трудным выбором. Эта прибалтийская страна, население которой насчитывает два миллиона жителей, является единственным членом Европейского союза (ЕС), который до сих пор зависит на 100% от поставок газа своего сверхмощного соседа, политические разногласия с коим обострились после присоединения Крыма в 2014 году, пишет испанская газета EL PAÍS. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
Пока все права у "Газпрома"
За полтора часа езды на поезде времен холодной войны участники путешествия, спонсируемого Европарламентом, добираются до скрытого среди сосен Инчукалнского ПХГ (Inčukalna) — единственного функционирующего подземного хранилища газа в странах Балтии. Оно обеспечивает весь регион российским газом и потому считается национальной сокровищницей со времен своего строительства в 1968 году или, как выразилась директор компании-оператора хранилища АО Conexus Baltic Grid, Андра Жезинска, "со времен советского ига". Указанная компания получила в начале года лицензию на инфраструктуру по передаче природного газа по Латвии, в то время как частная компания Latvijas Gāze занимается закупкой и распределением природного газа на правах монополиста. Российскому гиганту ОАО "Газпром" принадлежит в обеих компаниях ни много ни мало — по 34%, а также он располагает контрактом на исключительное право поставок компании Latvijas Gāze до 2030 года, невзирая на грядущую либерализацию.
По словам вице-президента Latvijas Gāze Себастьяна Греблингофса, указанные права могут затруднить участие в рынке других, менее крупных компаний, и тогда рынок практически останется таким же, как сейчас, — большей частью в руках "Газпрома".
"В договоре [с русскими] необходимы поправки, чтобы Латвия стала привлекательной для других стран мира", — уверен он.
Если что-нибудь случится на Инчукалнском ПХГ — забастовка, прекращение поставок со стороны России, расторжение контракта с Газпромом или просто авария, — газа для поставок населению хватит на полтора года. "И на пять месяцев, если надо будет поставлять газ соседним странам", — уточняет Рейнис Аболтиньш, эксперт единственного исследовательского центра Латвии — Providus.
Либерализация бизнеса
Помимо поставок газа, Латвию заботит вопрос о либерализации бизнеса. Она намерена продать лишний газ, хранящийся на Инчукалнском ПХГ, своим соседям. Вместимость хранилища — 2 миллиарда 400 миллионов кубических метров, в то время как, по официальным данным, потребление Латвии в год составляет 1 миллиард 300 миллионов кубических метров.
"При поступлении в ПХГ газ автоматически становится нашим. И мы сможем распоряжаться им, как сочтем нужным", — говорит представитель Latvijas Gāze, который считает, что самым рациональным было бы создать союз между тремя балтийскими странами и Финляндией, помимо Энергетического союза между 28 (или 27, в случае выхода Великобритании) странами.
У Латвии есть все причины, чтобы побороться за Энергетический союз и свободу от статуса "острова", как его определяет министр экономики Арвилс Ашераденс. Вариант с созданием чисто балтийского союза (Эстония, Латвия, Литва и Финляндия) находит больше всего сторонников как в правительстве, так и среди оппозиции. Таким образом, регион стал бы более независимым от России и был бы связан с ЕС посредством портов с терминалами сжиженного природного газа. Уже есть один такой порт в литовском городе Клайпеда, и Эстония с Финляндией планируют протянуть по морю 87 км газопровода. "Если мы объединимся, мы сможем создать довольно интересный рынок", — уверяет Ашераденс. Таллин, Рига и Вильнюс уже подписали договор о намерениях — об этом поведал во время путешествия латвийский министр.
В любом случае — будь то создание балтийского рынка внутри ЕС, будь то физическая независимость от российских газопроводов — "Газпром" будет контролировать латвийский газ по меньшей мере до 2030 года. Как говорит депутат Зариньш: "С Россией тяжело, но без России невозможно".