РИГА, 21 мар – Sputnik, Владимир Дорофеев. С нашим проводником, главой отдела маркетинга Рижского центрального рынка Александром Шуниным, мы встречаемся в самом популярном у туристов павильоне — рыбном. От запахов малосольной и копченой рыбы начинает немного кружиться голова. Пахнет специями и морской солью, глаза разбегаются от разнообразия, и мы непроизвольно глотаем слюну.
"Помните булгаковское выражение: дескать, осетрина бывает только одной свежести, первой?— спрашивает нас проводник. Мы утвердительно киваем головами. — Так вот, на нашем рынке это не так".
"Некоторые из наших поставщиков завозят рыбу не только несколько раз в неделю, по понедельникам и четвергам, но и ежедневно и даже по несколько раз на дню. Так что рыбка, которую привезли в обед, более свежая чем та, что завезли с утра. Ну а для тех, кому нужна самая свежая — в ассортименте всегда есть живая".
Мы спускаемся по неприметной лестнице вниз и оказываемся в широком коридоре практически подземной улицы, с обеих сторон которой тянутся двери в складские помещения, откуда ощутимо веет холодом.
Как поставить мировой рекорд за 4 года
"Площадь рыночных подземелий — около 2 гектаров, а длина главного коридора длиннее некоторых столичных улиц — 337 метров, — рассказывает Александр. — Под рыбным и мясным павильоном — морозильные камеры, под остальными — холодильники и просто хранилища с подсобными помещениями для рабочих".
"Но самое удивительное в этом мини-городе — годы его постройки: c 1924-го по 1930-й. Только представьте: закончилась первая война с кровопролитными боями на территории Латвии, большинство предприятий эвакуированы в Россию, экономика города в упадке. Молодая республика только-только расправляет крылья.
"И вот, маленькая, разоренная страна задумывает масштабный проект. В Европе не было аналогов тому, что рижане спроектировали в 1924 году и воплотили через 6 лет. И даже сейчас наш рынок остается самым большим в Европе. Представляете? Войны, революция, разруха, а Рига строит объект, равного которому нет даже в странах-победителях, собирающих с проигравших огромные контрибуции!"
"На самом деле главная заслуга принадлежала руководству рижского самоуправления тех лет, — рассказывает Александр Шунин. — А оно было социал-демократическим, ему важно было сделать такое улучшение в городе, которое почувствовали бы все. На два года работы по устройству рынка были заморожены, и это как раз то время, когда в городе приходят к власти правые, критиковавшие левых за растраты. Продержались они недолго, поскольку рижане увидели, что налоги как собирались, так и собираются, вот только расходуют их левые куда как понятнее горожанам.
"В 1926 году социал-демократы вновь возвращаются в руководство города и за два доделывают рынок. Здесь были самые высокие потолки и продуманное остекление, много света и первые холодильные компрессоры немецкой фирмы AEG".
Мы заходим в одно из помещений, где стоит музейный экспонат — тот самый холодильный компрессор начала 20-го века. Этот монстр работает на аммиаке, и он уже давно остановлен. Новые холодильные установки работают на более экологичном фреоне.
По реке и железной дороге
Мы выходим к воротам около канала, и наш гид продолжает рассказ о достижениях Первой республики.
— Здесь была очень удобная логистика, включающая в себя не только подвоз продуктов по улицам, но и по реке, и по железной дороге. Речной пассажирский транспорт в Риге потерял свою актуальность в 1950-е годы, а рыбаки перестали причаливать к рынку еще раньше. Железнодорожное соединение с Центральным рынком прервали, когда он перестал быть оптовым.
Вроде все логично, но чувствуется во всем этом какая-то утрата, как будто мир шагнул дальше, а Рига осталась в прошлом, в днях своего величия…
Что ищет Сталин на Центральном рынке
— А хотите, расскажу вам легенду про призрак Сталина на Рижском рынке?— вдруг спрашивает Александр. — Над нашими головами сейчас находится овощной павильон, в котором с 1951 по 1953 год делали 20-метровый памятник для Риги. Латвия — единственная республика СССР, где такого памятника так и не установили. Пока делали, случилась хрущевская оттепель. Скульптура так никогда и не появилась на рижских улицах, зато многие работники рынка видели невысокого грузина с роскошными усами, который курил трубку и с фирменным акцентом интересовался, где же его памятник? В последние годы он очень редко появляется, видать, совсем отчаялся.
Над нашими головами ветвятся различные трубы и провода. В начале века революционным было появление холодильных установок и водопровода. Сегодня по санитарным нормам требуется и канализация, и электричество. Некоторые предприятия пользуются ультрафиолетовым светом для бактериологической обработки. Разумеется, есть интернет, у некоторых компаний даже онлайн-заказы на поставку. Как знать, какие технологические требования будут к рынку в следующие десятилетия?
— Сегодня главный вопрос удобства клиентов — это все еще автостоянка, — вздыхает Александр. — Желательно, бесплатная, хотя бы на первые полчаса. Но мест в центре города для стоянки не так уж много, тем более для бесплатной.
Мы натыкаемся на колоду мясника, выкрашенную по бокам красной краской. Ее поверхность повреждена ударами топора.
— Колоды делают исключительно из дуба и бука, — рассказывает гид. — Самый дорогой инструмент мясника. На колоду идут только ровные бревна без сучков, рабочая поверхность выскабливается ножом и засыпается солью, которая и влагу вытягивает, и многие бактерии убивает. Чем больше времени мясник тратит на профилактику колоды, тем дольше она ему служит. Когда рабочая поверхность становится слишком мягкой, работать на ней попроще, но колода начинает разрушаться изнутри. И тогда плотник срезает ее на 5-10 см, до ровной и жесткой поверхности.
Битва с крысиными королями
— А как тут у вас с грызунами? – спрашивает фотограф.
— Война не на жизнь, а на смерть, — отвечает гид. — Сейчас победа за нами, и крыс здесь давно не видели. Но были периоды, когда их было очень много. И тогда устраивали акции массового истребления. Самая большая случилась в 1987 году. Тогда из павильонов были вывезены все товары, а для войны с крысами была приглашена на два дня регулярная армия. Их и ловили, и травили, и всячески истребляли. Но некоторым хитрым грызунам все же удалось уйти. Находчивый директор рынка издал указ, что за каждый крысиный хвост будет премия — и в кратчайшие сроки грызуны были полностью истреблены. Сейчас их уничтожают при помощи ядов, использование которых строго регламентировано евростандартами.
Рижский центральный рынок и сегодня остается самым крупным в Европе, вместе с открытыми площадями он занимает 7,2 га. Ближайший его конкурент в Турине уступает нашему рынку не только в общей площади, но и по объему крытых павильонов. В рабочие дни здесь закупаются от 50 до 80 тысяч посетителей, а в выходные число достигает 120 тысяч человек в день.
86% рижан хотя бы раз в году посещают рынок. 30% посетителей рынка – туристы. Павильоны центрального рынка — памятники архитектуры и культурное наследие ЮНЕСКО. А подвалы до сих пор скрывают в себе массу тайн и легенд.