РИГА, 17 мар — Sputnik, Карина Эванс. Живущий в Швеции, но активно читающий лекции о классической музыке и проводящий конкурсы для одаренных детей по всему миру музыкант и искусствовед Михаил Казиник неуловим, как живая ртуть.
Переходя из одного зала Реформаторской церкви в другой, чтобы дать интервью Sputnik, он успевает по дороге переговорить с двумя мамами, волнующимися за детей-конкурсантов, сказать комплимент юной скрипачке и посмотреть свой портрет работы местного фотохудожника. А потом наконец садится и честно рассказывает о том, что его восхищает, и о том, отчего у него болит душа.
Для Латвии культура – главный "товар"
"Рига должна беречь свою уникальную ауру. Здесь скрипичный воздух, который воспитывает неповторимых артистов. Посмотрите, сколько гениев вышли из Риги: скрипачи Гидон Кремер и Филипп Хиршхорн, виолончелист Миша Майский, танцовщик Михаил Барышников, известный музыковед Соломон Волков. В Латвии есть композитор Петерис Васкс, который пишет очень хорошую, высокую музыку 21-го века. Есть Раймондс Паулс, которого лично я не могу оценить объективно, потому что "Вернисаж", "Маэстро" — это моя юность, это целая эпоха. Если говорить экономическим языком, для вашей небольшой страны, где нет ни нефти, ни газа, культура — главный "товар"."Если в какой-то стране наблюдается нехватка культуры, начинается политика. А политика — ужасно грязное и неблагодарное дело. Политики хотят, чтобы о политике говорили. А там не о чем говорить. Если нет бездомных и нищих, еда продается по доступным для всех ценам, на улицах чисто, всё — политики сделали свое дело. Если же политике придается сакральное значение — это неправильно построенное государство. Говорить нужно о Бахе. О Моцарте. О вечных вещах".
"Я бы немедленно повез латвийских детей по миру"
"Сегодня на конкурсе один за другим передо мной играли потрясающе одаренные, Богом поцелованные дети. Подряд выходили скрипачки, которые должны быть на весь мир распиарены. Они настолько феноменально талантливы, что их даже учить не надо — чтобы не испортить.
"Мы на нашем конкурсе стараемся поощрить всех. Ребенок выходит на сцену— мы ему улыбаемся, чуть ли не воздушные поцелуи посылаем. Чтобы была атмосфера искусства, а не экзамена, не было чувства страха. Ведь играть великую музыку — это не испытание, а наслаждение".
Казиник заверил, что его, конечно, волнует, что случится с участниками конкурсов после их завершения.
"Смотрю на талантливую девочку и думаю: "Что же будет с тобой, маленькая?" Ты пойдешь в школу, часть твоих одноклассников скажет, что классическая музыка — это ерунда. И какой ты выберешь путь — противостоять или пойти на поводу у толпы? Музыканты часто становятся одиночками, им трудно жить в этом мире. У них должны быть свои слушатели, своя аудитория, и очень часто в своей стране талантливые люди такой аудитории не находят. Значит, увы, они уедут туда, где такая аудитория есть".
На концерты ходят не ради музыки, а ради престижа
"Увы, в этот мой приезд в Ригу на концерте в Малой гильдии, посвященном Рахманинову, где выступал величайший певец Михаил Светлов, были свободные места. Для меня каждое свободное место — это недоумение. Потеряна элитарная группа людей, которая ходила на такие концерты.
Да, есть люди, которые всегда посещают концерты, например, пианиста Дениса Мацуева. Но это уже социальное явление: пойти на концерт ради престижа. Потому что Мацуев раскручен. В советские годы, когда в Минск должен был приехать Святослав Рихтер, мне всегда звонили заведующие базами и говорили: "Мы вам клубнику среди зимы сделаем, только сделайте нам два билета на Рихтера!" А Рихтер играл непростые поздние сонаты Бетховена, мне этих завбазой было заранее ужасно жалко. Впрочем, для них главное было — в перерыве походить по фойе филармонии. Вот так и сейчас ходят на имена — тогда ты якобы приобщен к классической музыке. Но на самом деле для музыки это очень плохо.
Я часто выступаю с пианистом Вячеславом Зубковым и считаю его выдающимся исполнителем нашего времени. Музыковед Соломон Волков, услышав его игру, сказал: "Я думал, что Горовиц умер, но, оказывается, он жив!" Но Зубков не распиарен. Я и в Ригу его привозил. Увы, ни для кого это не стало событием".
Беременные должны слушать Томаса Таллиса
"Музыку человек должен слушать еще в утробе матери. Я выпустил два диска с общим названием "Музыка для мамы, которая ждет ребенка, и для ребенка, которого ждет мир". Там мой голос и подобранная мною музыка для каждой из недель беременности. Когда женщина только-только узнала, что ждет ребенка, нужно слушать музыку английского композитора Томаса Таллиса. Ей 500 лет! Абсолютно гениальный композитор всех времен и народов. Все знают Баха, но был еще Таллис, живший во времена Шекспира. Его Spem in alium для 8 пятиголосных хоров — это нечто уникальное.
Потом, когда у ребенка начинается формирование вестибулярного аппарата, на 8-9-й неделе беременности, обязательна музыка Арканджело Корелли, она абсолютно равновесная. Если маме холодно — это "Зима" Вивальди, невиданная музыка тепла. Агрессия бывает у будущих мам. На этот случай есть симфония "Курица" Гайдна, которая тоже начинается с агрессии, но через несколько минут весь оркестр начинает кудахтать курятником, и невозможно удержаться от смеха".
"Однажды я приехал во Флоренцию и встретил там русскую маму, вышедшую замуж за итальянца, с куколками-близнецами. Она рассказала, что дети выросли на моих дисках для беременных и малышей. Малышки сидели, прижавшись к матери, домашние-домашние, стеснительные. И вдруг я решил пошутить и начал произносить тот текст, который записан у меня на дисках: "Здравствуйте, дорогая будущая мама…". И вдруг обе бегут ко мне, залезают на коленки и больше от меня не отходят! Вернее, от голоса, который они слышали в утробе матери. Такие вот чудеса".