РИГА, 8 мар – Sputnik, Владимир Дорофеев. В этот раз Международный женский день пришелся на середину недели, и самые галантные кавалеры вышли на охоту за цветами уже с утра.
Благодаря фракции "Согласие" в Сейме, с 2007 года 8 марта в Латвии — официальный праздник, хотя и рабочий день. Впрочем, жадные мужчины любой повод найдут, чтоб на цветы не тратиться, а щедрые отмечали этот день, и когда его не было в латвийском календаре.
Сегодня многие автомобилисты, обычно выезжающие около восьми, вышли к железным коням в половину седьмого. Разгадка проста – цветочные базы открываются в 7 утра, а ни в школу, ни на работу опаздывать нельзя. А еще машину надо почистить, потому что весна у нас еще со снегом и льдом.
Супермаркеты тоже открывается в 7 утра, и там тоже есть цветы. Вот только стоят они возле кассы, а здесь немного сквозит, что для срезанных цветов довольно вредно. Некоторых цветов уже нет — вчера разобрали. Да и сегодня небольшая, но очередь. Как ни странно, но треть покупателей цветов – женщины. Наиболее галантные покупатели поздравляют их с праздником, и пропускают вперед. Кассирша сидит раскрасневшаяся и довольная, возле нее розочка в стакане. Стоит одному мужчине ее поздравить, следующие также начинают покупку с поздравлений.
Возле входа в магазин — тоже торговля. Розы, гвоздики, тюльпаны… немножко дороже, чем в магазине, но в закрытых стеклянных коробах, со свечками внутри в роли нагревателей. Продает их женщина, уже немного с утра озябшая. Поздравляю ее с праздником, но поздравление выходит немного грустным. Впрочем, лучше мерзнуть и зарабатывать, чем сидеть без денег в тепле.
На любой вкус и запах
На базе к открытию уже очередь. Цветочники хмуры и деловиты — сегодня у них самый торговый день в году. Цветы только из холодильника, прохладны и свежи. Можно надеяться, что и простоят подольше, если их, конечно, не держать долго в жарких душных офисах и на сквозняках. По тому, сколько букетов покупает мужчина, можно определить, сколько женщин у него в ближнем окружении. По тому, сколько покупает одинаковых розочек или гвоздик, видно, сколько у него коллег на работе.
Большинство покупателей ограничивается одним-двумя букетами. Покупают быстро, не задерживаясь. Одни идут четко к цветам определенного цвета, другие, смешно шевеля ноздрями, идут на запах.
На Центральном рынке в цветочных рядах пусто. Казалось бы, огромный выбор, плюс конкуренция между продавцами, каждый год на 8 марта очереди… А вот поди ж ты! Нет очередей. Мало народу! Букеты, корзины, одиночные цветы… да и цены невысокие, при хорошем качестве. А людей – раза в два меньше чем в прошлом году. Растерянные продавцы уж и не знают, успеют ли продать все заготовленное за один день, или придется и 9 марта стоять и отдавать цветы со скидкой.
Пока идем к самому известному цветочному рынку страны — Сакте, обращаем внимание на то, что как-то очень мало людей с букетами. Раньше бывало у каждого третьего-пятого в руках на этот праздник цветы цвели, а сегодня что-то не пошло. Может, погода тому виной? Это у хорошего кота и в феврале март, и романтический настрой. А у обыкновенного, пока лежат сугробы — никакой романтики в сердце. Может и у мужчин так же?
Розы для мэрии
У Сакты покупателей еще меньше. На рынке просто очередей не было, но возле каждого продавца был хотя бы один покупатель, а здесь и того меньше, хотя цены ниже, чем на рынке. Впрочем, стоянка возле Сакты все равно забита.
Выхватываем фотообъективом из толпы пешеходов вице-мэра Андриса Америкса, покупающего много разных цветов: два роскошных букета тюльпанов, и еще две охапки цветов – розы и тюльпаны. Нил Ушаков все еще в больнице, и главный мужчина в думе — Америкс. Трудно сказать, кому сегодня в Рижской думе достанутся розы, а кому тюльпаны, от статуса это будет зависеть, или от отзывчивости за весь год, но хочется верить, никто обижен не будет.
На самом деле, это и есть самое главное в дне, который начинался как день женской солидарности, и уже давно стал днем, когда мужчина может поздравить любую знакомую, а иногда и незнакомую женщину. Просто так, от широты чувств. Не как угнетенного, и не как товарища по партии, а просто как женщину. За то, что она, женщина, есть рядом. И за то, что это – хорошо!