Однажды я по редакционному заданию проводил уличный опрос: хотят ли женщины Риги, чтобы 8 Марта стало государственным праздником и выходным днем.
Если честно, отправляясь на любой опрос, журналист примерно представляет, как и что ему будут отвечать. В этом случае я тоже ожидал потока комментариев от возмущенных фурий, которые считают, что их несправедливо подвинули, не признали, оскорбили и попросту унизили. Что, мол, празднику – быть. И чтобы государственный, с флагами, выходным и поздравлением президента.
В этом году Международный женский день отмечает маленький локальный юбилей: ровно десять лет назад в нашей стране его признали официальным праздничным днем. Разумеется, не государственным праздником, но тем не менее: одно из щупалец советского наследия все же просочилось в независимую Латвию. Этот факт очень обрадовал русскоязычных и ужасно расстроил национально ориентированных граждан и политиков.
Но суть не в этом. Суть в том, что для самих женщин не изменилось ровным счетом ничего. Ни для русских, ни для латышских. Дело в том, что можно засунуть женщину в политику, но невозможно запихать политику в женщину. Желание дарить женщине цветы невозможно политизировать.
Ни одна женщина не согласится чувствовать себя памятником советскому прошлому, к которому возлагают цветы. Ни одна не смирится с тем, что цветы ей не несут, потому что мы – демократическая республика. В полном отрыве от государственного строя, 8 Марта каждая женщина, населяющая постсоветское пространство, становится самой-самой.
Праздники, подобные Восьмому марта, прекрасны тем, что напрочь лишены любого намека на политику, религию, шовинизм, феминизм и прочие проклятия современного общества. Они прошли через все перипетии, сохранив в себе пусть и не исконное, зато самое главное. Так Рождество сохранило елку, святой Валентин – сердечки, а Восьмое марта – Женщину.
Потому что война войной, а цветы по расписанию. Потому что даже если ты политически глубоко презираешь девятое мая и считаешь его днем скорби, то восьмого мая ты возлагаешь цветы в честь девятого. Потому что даже если ты глубоко презираешь Клару Цеткин и даришь своей любимой цветы седьмого марта, то ты делаешь это в честь восьмого. Говорить о равноправии и равенстве полов глупо. Мы становимся мужчинами в тот момент, когда мы бьемся за наших женщин. Женщины остаются женщинами всегда.
Наши тюльпаны не пахнут водкой. Наши открытки не пропитаны ядом коллективизации. Дорогие женщины, мы вас любим просто так. В словосочетании "Санта Клаус" мы уже давно не видим слова "святой". В 8 Марта мы давно не видим Цеткин. Сегодня мы готовим вам торты, а вы расставляете на них ударения, по своему усмотрению. И сегодня мы не скажем вам ни слова против.
С праздником, наше все!