РИГА, 4 мар — Sputnik, Владимир Дорофеев. Темы занятий подготовили филологи Новосибирского государственного университета. В этом же вузе родилась и сама идея "Тотального диктанта". Нынешние задания очень тесно связаны с будущим текстом диктанта, содержание которого специально для международного мероприятия приготовил писатель Леонид Юзефович.
Присутствующие говорили между собой о бедственном положении с грамотностью, делились "выдающимися" ошибками, столь свойственными ныне многим представителям молодого поколения. Со вкусом произносили популярные вариации ошибочного написания слов: "песТня", "интересТно", "учаВствующий" и других. С огоньком в глазах рассуждали, как интересно должно быть грамотному молодому человеку сказать неграмотной красавице что-то вроде "твои перси возгоняют полет моей фантазии", и потом удовлетворить интерес прелестницы и по поводу тонкой выи, и румяных ланит, и округлых рамен, не забывая, конечно, и про заставляющие фантазировать (или фонтанировать?) перси. С неподдельным интересом, разбирали этимологическую разницу между словами "ровесник" и "сверстник". В общем, культурно отдыхали.
Надо отдать должное и чудесному рассказчику — Александру Филею, прекрасно владеющему русским языком, обладателю хорошего, богатого модуляциями голоса. Александр легко и непринуждённо отвечал на вопросы, сыпал остротами и цитатами, и время, потраченное на зубодробительные правила, летело, как стрела из лука. Право слово, если бы все учителя русского языка могли бы вести свой предмет так же легко, грамотных людей было бы больше.
– Меня иногда школьники спрашивают: зачем мне грамотность? – рассказывает Александр Филей. – Говорят, мол, в бизнесе она не пригодится. Обычно я отвечаю, что лучшая в мире наука — это та, от которой получил удовольствие во время обучения, а еще та, что не пригодилась в жизни, но позволила добиться успеха.
Честно говоря, зная, какая бедственная ситуация с русским языком сложилась нынче в Латвии, число пришедших на открытый урок и удивляло, и заставляло сердце сжиматься. Число стремящихся к грамоте явно было гораздо меньшим, чем число безграмотных жителей страны, ничуть не тяготящихся своей необразованностью. Впрочем, число людей, кичащихся своей грамотностью, но совершающих ошибки, тоже не так уж и мало. И все же на бесплатное занятие, способное ощутимо способствовать повышению уровня индивидуальной грамотности, со все Латвии собралось лишь 40 человек. Столько же, кстати, сколько и в прошлом году. Ладно уж — другие города. Но Рига! Здесь ведь населения – 700 тысяч. И больше половины из них считает русский язык родным.