Все чаще мне начинает казаться, что я ностальгический идиот. А может, все-таки нет. Объясню.
Последний раз это чувство появилось, когда я узнал, что сносят последнюю ракетную базу в Латвии. Уникальное в своем роде свидетельство холодной войны пошло, как и прочие, на щебень и металлолом. Так же, как и Кадагский бункер, как и… Не буду перечислять. Кто бы ни был владельцем этих объектов, ему показалось, что историю выгоднее разрушить, сдать на металлолом и получить за проданный металл жалкие быстрые деньги, а не сохранить и привести в порядок.
Простите, дорогие владельцы, у вас наверняка имелись на то свои причины! Однако в соседней Литве все как-то по-другому – музей КГБ в Каунасе, военный музей в Плокштине (они не снесли ракетную базу Р-12, как в Тирзе). Конечно, можно со мной поспорить.
Иначе как иронией судьбы это не назовешь. Совсем недавно обсуждали с коллегой объекты на Югле — как все исчезает, сносится. Коллега вскользь заметил — ну уж Бабелитская электростанция будет жить вечно. Эту-то никто не тронет. Сейчас узнал, что пришел и ее черед.
Отправились туда вечером. Электростанция опоясана строительным забором, а учитывая то, что строительную технику оставляют там но ночь, скорее всего, она еще и охраняется. Но сегодня это волнует меня меньше всего. Я еще не знаю, что там осталось, а что уже снесено — мне нужны кадры.
Вероятно, это будут последние снимки объекта. Даже потенциальная возможность, что территорию может охранять собака, не в состоянии меня удержать.
Деревья вырублены, повсюду кучи ветвей, единственный источник света — включенный на минимум фонарик на голове, чтобы не привлекать внимание охраны.
Сориентироваться сложнее всего, но мы случайно натыкаемся на вход в туннели, которые соединяли машинный зал электростанции с подземными топливными резервуарами – огромными бетонными цилиндрами, вкопанными в землю. Отправляемся к одному из них.
Вход в резервуар завален — уже на поверхности выяснилось, что цилиндр выкопан и наполовину разрушен. А вот во второй резервуар зайти можно, что мы и делаем. Я здесь часто бывал, но только сейчас понял, что фотографирую это место в последний раз.
По туннелю доходим до машинного зала и фотографируем его изнутри. Поднимаемся наверх и посреди огромных гор песка обнаруживаем выкопанный и наполовину разрушенный топливный резервуар. Эпическая картина. Пробыли там минут 20. Охранник, видимо, спит. Прямо тут, за одной из песочных гор, еще один машинный зал, пока еще нетронутый.
Полностью автоматизированная резервная электростанция сдана в эксплуатацию в 1939 году. В случае войны, если бы из строя вышли Кегумская ГЭС и термоэлектростанция на Андрейсала, она смогла бы обеспечить Ригу электричеством. Немецкая армия 13 октября 1944 года при отступлении взорвала электростанцию.
Пока я не интересовался, под каким предлогом в Латвии ликвидировали еще один исторический памятник. Наверняка дело в "заботе о среде", "безопасности жителей" или похожих отговорках.
Хотя все эти годы станция находилась в лесу у озера Бабелите и угрожала жизни людей не больше, чем прогулки по городу в состоянии подпития или катание с горки на лыжах. Спросить, что ли, у Нила?..