Покупка Латвией самоходных гаубиц свидетельствует, что страна уже не готовится к партизанской войне. Маэстро Раймондс Паулс о своем отношении к 100-летию республики, а также о том, как обстоит дело с национальной идентичностью в его собственной семье. Brexit еще не случился, а подданные Ее Величества уже чинят живущим у себя гражданам ЕС бюрократические препоны. Почему латвийскую науку проплачивают из-за границы?
О чем говорят купленные Латвией пушки
Похожие системы есть и у Литвы с Эстонией, что заметно укрепляет их оборонную мощь. Единственный минус — решение принято только сейчас. Правда, первые пушки на гусеницах обещают уже этой осенью.
В то же время приобретение такого оружия проливает свет на то, к какого вида войне готовится Латвия. Тяжелое вооружение — свидетельство того, что в оборонительные планы записана защита определенной территории — линии обороны. И вряд ли подобного рода артиллерия могла бы использоваться в ходе партизанской войны. Напомним, что ранее неоднократно звучала информация о том, что в случае нападения агрессора Латвия выберет именно стратегию войны партизанской.
К тому же журналист выражает сомнение в том, что мощнейший в мире военный альянс избрал бы партизанскую тактику на своей собственной территории.
Кроме того, отмечает автор, каждый житель страны должен иметь навыки службы в Земессардзе, а в случае агрессии Латвия должна выставить против захватчика хотя бы 50 тысяч штыков.
Паулс: столетие Латвии? Потратьте деньги на что-нибудь нужное
"В области музыки Латвия на очень высоком уровне, это, пожалуй, единственное место, где мы сильнее эстонцев", — убежден композитор Раймондс Паулс. Однако проблема в том, что в Риге нет большого концертного зала. Маэстро в интервью Diena весьма неполиткорректно высказался по поводу грядущего празднования 100-летнего юбилея провозглашения Латвийской Республики. Сам композитор, недавно отметивший 80-летие, собирается эту дату встретить так же, как и 99-летие республики.
"Эта цифра — просто цифра. Я понимаю, что Праздник песни посвящен столетию Латвии, но мне это сразу напоминает, как в советское время были разные годовщины Октября. Все это уже было. Лучше бы эти деньги потратили на то, что намного нужнее, — говорит он. — Нет, отмечать надо. Можно устроить салют на пару сотен тысяч, если не будет тумана. И дальше что?"
Между тем, по мнению Паулса, деньги можно было бы потратить на что-то более актуальное — в том числе для культуры. Например, Риге не хватает хорошего концертного зала. А самое лучшее для него место — Дом конгрессов.
"Американцы бы, наверное, сделали так: снесли старый и за два года построили новый, — говорит Паулс об этом месте. — Но туда набились кто ни попадя — всякие оргкомитеты. Присосались к столетнему юбилею в надежде на большие деньги. Сто лет. Это ведь можно приклеить к любому концерту. Только денег дайте! То же самое с Праздником песни. Раньше вокруг не было такой толпы. Но мне стоит больше думать о том, что я делаю. Могу позволить себе делать то, что сам хочу".
На вопрос о том, как сегодня сохранить латышскую идентичность, Паулс сказал: "Кто хочет — сохранит".
"Что это за вопрос — лоялен ты или нет. Не хотелось бы уйти в фальшь, как любят делать перед выборами: будем говорить и думать по-латышски! В моем доме такая смесь, что я временами там единственный латыш, — признается маэстро. — Муж дочери — датчанин. У обеих внучек разговорный язык — английский. Жена у меня русская, хотя, возможно, по-латышски говорит лучше меня. Когда собираются все вместе, вообще поначалу ничего нельзя понять, потом как-то справляемся на разных языках".
Англичане делают жизнь латвийцев невыносимой
Неизвестность по поводу прав жителей стран ЕС в Великобритании после Brexit мучительна, кроме того, она уже доставляет живущим на острове латвийцам массу практических неудобств, пишет Kas Jauns со ссылкой на телеканал LNT. Некоторые из опрошенных не отрицают, что подумывают перебраться в другое место, но необязательно обратно в Латвию.
Активисты группы подчеркивают, что до тех пор, пока выход Британии из ЕС не состоялся юридически, действуют прежние правила, и учреждения не вправе требовать у приезжих дополнительных гарантий и документов.
Латвийский консультационный центр в городе Спалдинг подтверждает, что, например, для получения пособия все чаще требуют предъявить карту постоянного резидента. Те же, кто не прожил на острове пять лет, необходимые для ее получения, остаются без пособия, даже если оно им полагается, поясняет руководитель центра Лайма Бренцс.
Одно из британских самоуправлений выслало латвийцу письменный ответ на его запрос, в котором указало, что получить пособие на жилье он может лишь при предъявлении карты постоянного жителя. Другим его соотечественникам сообщили, что они лишаются пособия по безработице, и, если они не найдут работу, соответствующие учреждения оценят законность их пребывания на английской земле.
Живущий в Бристоле Давидс Вецвердиньш подумывает о том, чтобы перебраться из Англии в Германию.
"Мое будущее в Великобритании зависит от моего работодателя, — рассказывает он. — Если он за меня не поручится, я в этой стране остаться не смогу. Если у меня в течение трех месяцев не будет работы, меня вышвырнут вон. Я не прожил здесь пяти лет, у меня нет бумаг, которые это подтверждают, и мне ничего здесь не светит".
Наш пример — другим наука
Латвия не может гордиться большим числом достижений, пишет публицист и экономист Юрис Пайдерс в Neatkarīgā Rīta Avīze. На Олимпиаде в Рио мы остались без медалей. Из-за небольшого числа жителей нам трудно занимать первые места в мире по объемам экспорта или по числу патентов изобретений. Но есть один показатель в науке, по которому Латвия наконец-то стабильно завоевала первое место в мире, язвит автор.
Оказалось, что, по данным ЮНЕСКО, Латвия занимает первое место в мире по объему финансирования науки из иностранных источников. В 2013 году топ-10 мира по наибольшей доле финансирования науки из-за рубежа выглядел так:
- Латвия — 51,6%
- Израиль — 48,8%
- Болгария — 48,3%
- Литва — 37,1%
- Люксембург — 32,3%
- Чехия — 27,2%
- Черногория — 22,5%
- Украина — 21,6%
- Мальта — 21,4%
- Исландия — 20,1%
"Согласно данным за 2014 год, Латвия снова на первом месте. Можем, если хотим! Наконец мы впереди планеты всей", — наигранно ликует Пайдерс!
Но если в случае Израиля такое лидерство свидетельствует о большой концентрации ученых высочайшего класса и нобелевских лауреатов в небольшой стране, то первенство Латвии говорит о том, что наше правительство фактически отказалось от поддержки развития науки и исследований. Если коалиция продолжит нынешнюю политику и полностью откажет науке в финансировании, то по этому показателю нас никто никогда не обгонит!
Даже российское финансирование науки выше, чем у Латвии, — 1,2% ВВП. Наш показатель ближе к Белоруссии (0,67%) и Украине (0,66%).
Так как уже в 2015 году Латвия потратила на науку 0,62% ВВП, непонятно, на чем основано обещание министра экономики и других лидеров коалиции, что рост Латвии будет опираться на экономику высокой добавочной стоимости и быстрый рывок в цифровой экономике.
Нынешним уровнем финансирования науки министерство экономики программирует Латвию на то, чтобы в будущем нашей специализацией было только выращивание примитивнейших сельскохозяйственных культур вкупе с экспортом леса, резюмирует Пайдерс.