РИГА, 28 фев — Sputnik, Андрей Скипин. В Банке Латвии проанализировали налоговую политику страны и пришли к неутешительным выводам: налоговая нагрузка в Латвии высокая, система сборов нестабильная и непрозрачная, а налог на рабочую силу тормозит экономическое развитие.
Это диагноз. Лечение — в срочном понижении подоходного налога с населения с 23 до 20%, а закономерный спад поступлений в бюджет компенсировать усилением борьбы с теневой экономикой.
По словам президента Банка Латвии Илмарса Римшевичса, в Латвии при самом большом налоговом бремени в Балтии и Европе собирается меньше всего налогов. Особую озабоченность вызывает налог на добавленную стоимость. Ставки этого налога в трех балтийских странах разные, в Латвии и Литве она 21%, в Эстонии 20. Сниженная ставка в Латвии самая высокая — 12%, при этом сборы налога на добавленную стоимость самые низкие из трех стран.
Виновата, по мнению экономистов, та самая теневая экономика, на борьбу с которой надо пустить все доступные силы. По отношению к объему ВВП у нас собирается только 29,5% налогов. Если снизить теневую экономику с 25% до 15%, показатель собираемости налогов возрастет до 32%, а если же в тени останется всего 10% бизнеса, мы сможем собрать в виде налогов 35% ВВП. А это та самая треть от внутреннего валового продукта, о которой записано в Декларации правительства Кучинскиса, и самое интересное, что для достижения этой планки не надо трогать вообще никакие налоги.
Отдельных и совсем нетеплых слов президента Центробанка удостоились налоги на рабочую силу. Банк предлагает снизить подоходный налог с населения до 20% и увеличить подоходный налог с предприятий и налог на прирост капитала, в том числе и налог на выплачиваемые дивиденды. А вот реинвестированную в предприятия прибыль в банке предлагают освободить от подоходного налога.
Таким образом, во-первых, выравниваются налоги на доходы предприятий и физических лиц, как это сделано в Эстонии и Литве, во-вторых, банки смогут предложить более выгодные условия кредитования, если собственный капитал предприятий вырастет. Пока же в нашей стране самые низкие налоги на доходы предприятий в регионе, но при этом народное хозяйство страны в стагнации, а кредитование уже шесть лет ниже ноля, и объем инвестиций снижается — инвесторы не вкладывают средства, а забирают.
Римшевичс отметил, что в Латвии прекрасно себя чувствует административно-бюрократический аппарат, который вовсе не способствует развитию и доверию. В Эстонии, например, на выполнение всех налоговых платежей и отчетов предпринимателю в среднем требуется 80 часов, в Латвии — 160. Поэтому аппарат требуется оптимизировать и сократить, а налоговую систему сделать такой же дружественной, как у соседей.
Все эти действия описаны в предложенной Банком Латвии "Стратегии 20-20", которая может обеспечить пять необходимых для нормального развития вещей: повысит конкурентоспособность латвийских предприятий, увеличит объем инвестиций, даст возможности кредитования, обеспечит стабильный рост экономики и таким образом позволит заработать и предприятиям, и жителям, а значит, и объем собранных налогов увеличится.
В Банке подсчитали, что предложенная стратегия позволит увеличить доходы жителей и предприятий минимум на 700 миллионов евро в год. Налоги с этих дополнительных доходов снизят негативный эффект от снижения налогов для бюджета и дадут дополнительный рост экономике страны.
Показательно, что после заседания Коалиционного совета программу Банка Латвии оценил премьер-министр Марис Кучинскис, который заявил, что подготовленная министерством финансов программа изменения налоговой политики отличается от банковской лишь в незначительных деталях, а саму программу премьер и глава Минфина Дана Рейзниеце-Озола представят 28 февраля. Вот только всем этим программам снижения налогов еще предстоят и согласования с социальными партнерами — снижение подоходного налога с населения ударит по самоуправлениям, и процедура утверждения в правительстве, и чтения в парламенте, а там, как мы неоднократно убеждались, собрались те еще специалисты в экономике.