"Что вы реставрируете?" — я в недоумении уставился на экран телефона. Фабрику же снесли. Насколько мне известно, от нее только две трубы и остались. Что там реставрировать? Отправитель какой-то Валерий Оленийчук. Просмотрел его профиль в Facebook и убедился, что это реальный человек. В гости, говоришь? Случайные встречи меня не пугают, да и на развалины заодно посмотрю. Созвонился с Валерием, договорились встретиться в полдень следующего дня. А день-то рабочий. Я был очень заинтригован.
Утро началось рано — как обычно с детского сада и школы. Решил, что сначала съезжу в Кемери — этот городок всегда привлекал меня своей особой атмосферой. Свернул с шоссе, переехал железнодорожный переезд и медленно покатил по направлению к условному центру.
Определенно, жители города и руководство им не гордятся — каждый третий дом заброшен или вот-вот развалится, а вот это уже моя эстетика. Остановился у аптеки, чтобы купить аскофен. Посередине центральной улицы в сторону железной дороги едет человек в инвалидном кресле. В ранний утренний час я стою на улочке полузаброшенного городка, вокруг ни души. В конце улицы возвышается водонапорная башня, немного направо сквозь ветви деревьев виднеются верхние этажи разрушенного санатория "Лива", а напротив, посреди улицы, едет человек в инвалидном кресле. Знаете, что это за ощущение? Silent Hill! Вытащил фотоаппарат и притворился, что фотографирую водонапорную башню. На самом деле снимал человека в кресле-коляске. Полный сюр.
Решил ехать в Слоку побыстрее, чтобы перед встречей осмотреть то, что осталось от комбината. Уже издалека показались фабричные трубы. Объезжая ямы, добрался до ворот — название на них поблекло, но разобрать ещё можно. Припарковался на пятачке около одного из сохранившихся зданий. Пара машин, собака в вольере и видеокамеры у здания свидетельствуют о том, что внутри что-то происходит. Взял фотоаппарат и зашёл на территорию.
На одном из зданий работники обновляют крышу, меня рассматривают с нескрываемым неодобрением. На минуту почудилось, что я оказался в компьютерной игре — около 40 гектаров развалин покрывает тонкий слой снега, ветер гонит облака, сквозь которые иногда нехотя поблескивает солнце. Как-то так мир мог бы выглядеть после атомной войны. Дошел до берега Лиелупе, по дороге пытаясь восстановить в памяти пейзаж, каким я его видел лет десять назад — все еще вполне узнаваемо.
Без пяти двенадцать отправляюсь обратно к строению, где оставил машину, и звоню Валерию сообщить, что я на подходе. Меня встречает мужчина лет сорока, в удобной одежде в стиле милитари. Утихомирив пса в вольере, приглашает меня зайти. Тут меня ожидает первый сюрприз, тогда я еще не понял, что удивляться придется на протяжении всей встречи.
В коридоре на стене в застекленной раме висит флаг Латвии. Старый стяг — местами потрепанный, местами поеденный молью, местами в пятнах, но тут он на почетном месте. Это первое, что видят гости, оказавшись в здании.
Валерий коротко поясняет, что когда-то здесь располагалась администрация завода, и мы идем дальше. Он открывает дверь, и я замираю в изумлении. Передо мной огромный зал со сценой, барной стойкой и двумя десятками столиков. Валерий приглашает присесть — и разговор начинается. Мы говорим по-русски, и в процессе общения его легкий акцент подтверждает мои догадки.
Валерий и его брат Виталий — украинские предприниматели. Из Донбасса. Профиль деятельности разнообразен, в основном IT, строительство и недвижимость. Начинали как все — в девяностые. Сначала на Украине, потом в России. Прошли через все "прелести" бизнеса того времени, по его словам, у соседей до сих пор дела ведутся в "стиле девяностых". Стали присматриваться к Европе, а в 2012 году приехали в Латвию.
"Я родился на Украине, в Донбассе, — рассказывает Валерий. — Образно говоря, в жизни и не видел ничего, кроме белого силикатного кирпича да колючей проволоки заводских заборов. Когда в Ригу приехал, был в шоке. Вы, поскольку тут родились и выросли, даже не понимаете, в каком культурном и архитектурном богатстве живете. Привыкли к нему и не способны ценить по достоинству. Мы с братом были так приятно удивлены. Я буквально влюбился в Латвию. Нужно было действовать. Начали искать недвижимость для того, чтобы получить вид на жительство.
Мы здесь никого не знали. Увидели объявление о том, что в Слоке продается часть фабрики с землей, поехали посмотреть. Завод уже не функционировал, он был разделен между многими хозяевами и разрушен, от нынешнего состояния сильно не отличался. На том участке земли, что мы присмотрели, было административное здание, в котором мы разглядели потенциал, — его и купили. Остальные хозяева, по большей части, здания снесли, чтобы продать металлические конструкции и арматуру. И все. Весь бизнес. Все что осталось — развалины на 40 гектарах. Мы не хотим рушить. Мы хотим развиваться".
Валерий не только расчетливый бизнесмен, он человек культуры. Мыслитель и искатель. По сути своей — реставратор. Методично, метр за метром он обошел завалы на всей огромной территории. Не дал погибнуть старым деревянным оконным рамам и дверям. Полы в обновленном административном здании выложены старыми каменными заводскими плитами, на полках собраны старые книги, газеты, какая-то заводская документация. История.
В обновленном зале на первом этаже проходят stand up шоу, студенты выступают с художественной самодеятельностью, проводятся встречи украинцев, живущих в Латвии. На втором этаже строятся номера для гостей. На улице работают тракторы, обустраивается территория, здесь будут летняя терраса и сад. Валерий хочет построить молодежный центр, чтобы дать молодым людям возможность развиваться и действовать.
Все зависит от отношения, от человека. Одни рушат и уничтожают для получения легких денег. Другие вкладывают и работают, чтобы восстанавливать и развиваться. И неважно где — в Латвии, в России или на Украине.
Валерий полон решимости выучить латышский язык. Найденный на чердаке почти столетний флаг Латвии стоит на почетном месте.
Я искренне рад, что Валерий пригласил меня в гости и рассказал о своем деле. Такое не случается часто — мы стали друзьями в течение часа, пока длился наш разговор.
Я обязательно еще приеду в гости.