Известные в Латвии люди признаются, что дала им школа жизни, которой называют Советскую армию. Почему Центр госязыка (ЦГЯ) — сладкая конфета для Кремля и Ушакова? Янис Юрканс готов заменить Эдгарса Ринкевичса. Иностранные студенты откровенно о Латвии.
В каком полку служили?
Перед 23 февраля журнал Kasjauns.lv обратился к известным латвийцам, чтобы те рассказали о своей службе в Красной Армии.
Алдис Миесниекс, главный редактор журнала 9Vīri, служил в десантном полку и танковой дивизии:
Давис, модельер, служил в Воронеже:
"Часто говорят — кто не служил, тот не мужчина. Своим детям ничего подобного не пожелаю! Мне сейчас 50, и я понимаю, что в 18 лет человек еще никакой не мужчина — он еще мальчишка. Служба в Советской армии была чем-то ужасным. Лучшее, что я вынес оттуда, было открытие, что, если надо, я способен на все: могу многое вытерпеть и многое сделать. Если бы не побывал в армии, не знал бы, насколько вынослив. Ах да, еще научился стрелять из автомата и пистолета".
Эрик Стендзениекс, специалист по рекламе, служил в противовоздушном подразделении:
"Я служил недалеко от Ленинграда. Мне выпала честь на радаре обнаружить тот скандальный самолет, который в свое время приземлился на Красной площади (Cessna 172 Skyhawk, на котором немецкий пилот-любитель Матиас Руст в мае 1987 года приземлился на Васильевском спуске — ред.). Заметил, сообщил ответственным… Могу сказать, что служба изменила меня на 179 градусов – в хорошую сторону! Научился справляться с собой, отвечать за слова, отрастил более толстую шкуру. Было, конечно, трудно. Но если бы не армия, то никакой предприниматель из меня, возможно, и не получился бы — мыл бы сейчас полы в игорном зале где-нибудь в Каугури. И мне кажется, что те, кто прошел через все это в жизни, выбились как-то повыше в социальном и финансовом плане".
Кому главный приз за раскол общества?
Публицист Марис Краутманис в газете Neatkarīgā Rīta avīze пишет, что суд Видземского предместья Риги оставил в силе решение Центра государственного языка (ЦГЯ), оштрафовавшего мэра Риги Нила Ушакова на 140 евро за то, что он общается с рижанами, кроме государственного, еще и на иностранных языках — русском и английском. А ведь известно, что самоуправление обязано коммуницировать с населением только и единственно на государственном.
То, что на Ушакова ополчился ЦГЯ, можно было списать на чрезмерное рвение его чиновников, рассуждает публицист. Но на этот раз все серьезнее — вердикт вынесла судебная власть. Судебную власть надо уважать, но она приняла абсолютно идиотское решение. Как теперь с этим жить?
Вердикт суда следует объяснять тем, что, может быть, что-то не в порядке с законами, которыми должны руководствоваться суд и ЦГЯ. Более того, Ушаков, вполне возможно, будет судиться и дойдет до Европейского суда по правам человека. И может случиться, что выиграет. В Европе о таком вердикте латвийского суда вообще стыдно рассказывать, признает автор.
Для того, чтобы наказать Ушакова, необходимо доказать, что он не простой человек, а руководитель самоуправления и что все его высказывания в соцсетях распространяются на деньги самоуправления или на средства партии в предвыборный период. Похоже, ничего из этого — по меньшей мере пока — не доказано.
Как считает публицист, нет "конфетки" слаще той, которую подбросили партии "Согласие" ЦГЯ и суд. Это как раз то, что было нужно Ушакову, чтобы его фанаты в день муниципальных выборов 3 июня большими толпами отправились к урнам для голосования. Даже если кто-то из русских рижан сердит на Ушакова из-за оставшихся кое-где открытыми канализационных люков или ям во внутреннем дворе, решение суда Видземского предместья будет истолковано как "наших бьют". А если наших бьют, то ямы не так важны.
Если вам кажется, что эта новость об Ушакове неважная и есть другие, которые ее перевешивают, то вы ошибаетесь. Каждый русский в Даугавпилсе и Кенгарагсе, в Лиепае и Плявниеках эту новость заметил и смертельно обиделся вместе с Ушаковым. Все большие деньги на планы по интеграции выброшены на ветер. Это не интеграция, когда запрещают писать по-русски в Facebook. Это может породить только вражду. Если бы была годовая номинация за самое большое расширение межэтнической пропасти, то суд Видземского предместья, подтвердивший решение ЦГЯ, уже авансом победил в ней, поздравляет автор нашу судебную власть.
Экс-глава МИД Латвии: кто спасет мир
Журнал Patiesā Dzīve взял интервью у бывшего министра иностранных дел Латвии, политика Яниса Юрканса. Говоря о внешней политике, он, в частности, ответил на вопрос, кто из лидеров способен привести мир в порядок.
В 1991 году, когда рухнул СССР, Запад и США стали проводить политику "Победитель получает все". Хотя, когда Горбачев соглашался на объединение Германии, американцы клялись ему не приближать НАТО к границам СССР ни на йоту. Однако уже в 1998 году НАТО начала принимать бывших членов Варшавского договора. В 2000 году США бомбили Белград безо всяких санкций ООН. Тогда же в Кремле стал хозяйничать Путин. И сначала он очень хотел дружить с Западом.
По убеждению Юрканса, у России нет замысла напасть на страны Балтии. Они не входят в зону национальных интересов России. Уже в ближайшее время главной задачей внешней политики Латвии станет налаживание отношений с Россией, уверен политик.
Однако Эдгарс Ринкевичс на это не способен, так как с ним в Москве не говорят. "Со мной — говорят", — добавил экс-глава МИД Латвии, отметив, что у него есть видение, какой должна быть внешняя политика Латвии и как надо реформировать само ведомство.
Почему латыши не улыбаются
Таким вопросом, утверждает Latvijas Avīze, задаются почти все иностранные студенты, которые учатся в Латвии. Основное наблюдение — латыши не дружественны и не открыты для общения, заключает издание.
Дилпритс Сингхс — студент из Индии, учится в РТУ. В Латвии он полгода, но уже столкнулся с некоторыми бытовыми проблемами, например, при поиске жилья.
"У меня такое ощущение, что люди нехотя сдают жилье иностранцам. Их аргументы — "никаких студентов", а мне кажется, что это все же потому, что я индус", — говорит Дилпритс.
Тем не менее молодой человек по отношению к Латвии настроен положительно и не жалеет о том, что приехал, и уже думает об учебе в магистратуре.
Дилпритс денег у родителей не просит, поэтому очень хочет найти работу, чтобы самому зарабатывать себе на жизнь. Но это оказалось самым сложным препятствием для нормального проживания в Латвии.
Парень пытается хотя бы немного выучить латышский язык, так как он ему интересен. Также он посещает различные мероприятия, пытаясь участвовать в повседневной жизни Латвии.
"Скажу откровенно, еще многого не знаю о вашей истории, но я участвовал в факельном шествии 18 ноября — это ваши праздники, и я хочу отмечать их вместе с вами", — сказал индус.
Айеша Сафа тоже из Индии, но у 21-летней девушки мнение о Латвии совсем иное. Здесь она учится уже полтора года.
"Мне не нужен латышский язык, так как я здесь не работаю. Родители меня обеспечивают, и до окончания учебы мне работать не придется", — говорит девушка.
"Я изучаю медицину. Выбрала учебу в Латвии, так как здесь учиться намного дешевле, чем в других странах. Единственные сложности доставляет сама учеба — очень много приходится работать, тяжело справиться со всеми заданиями", — говорит Айеша.
Девушка не испытывает проблем в общении, так как одна из ее близких подруг — латышка.
"Да, конечно, латыши другие, но многие, кого я знаю, очень классные. Латвия вообще другая — она намного меньше, чем Индия, здесь намного меньше, чем можно заниматься, нет стольких мест, которые можно было бы посетить. И здесь все очень дорого, хотя учеба дешевле, чем в других странах. Но по меньшей мере это что-то новенькое", — говорит студентка.