РИГА, 21 фев — Sputnik, Владимир Дорофеев. Представьте себе картину: едете вы на машине, нарушая правила дорожного движения. Возможно, даже под мухой. И боитесь, что вас остановит дорожный полицейский. А тут, как на зло, впереди полицейская машина с проблесковыми маячками, а свернуть вам некуда. Молите небеса, чтобы пронесло, но тут вашим глазам предстает удивительная картина: стоит дорожный полицейский в позе преступника, положив руки на капот. А другой полицейский обшаривает ему карманы, да и не только… Представили? Скажете, абсурд? Мне тоже так кажется. Но не исключено, что вскоре этот абсурд станет у нас самой настоящей былью.
— Это ерунда какая-то! — прокомментировал приказ секретарь парламентской комиссии по предотвращению коррупции Карлис Креслиньш. — Взрослые же люди! Как можно проконтролировать выполнение такого приказа? На таком только клинический дурак погореть может, а любой хоть сколько-нибудь изворотливый мошенник выкрутиться. Взяточник, все равно найдет, куда деньги спрятать. Не думаю, что от этого решения может быть какой-то заметный позитивный эффект.
— Если расценивать этот приказ как шутку, то шутка удалась, — говорит член парламентской комиссии по предотвращению коррупции Янис Адамсонс. — Не все, видать, юмористы в Москву уехали. Если же говорить серьезно, то это совершенно идиотский приказ, который наверняка вскоре будет отменен. Обойти его проще простого, толка от него никакого, один вред, одна обида для честных полицейских.
Какие меры эффективны при противодействии коррупции в дорожной полиции? Технические способы контроля, такие как видео- и аудионаблюдение, плюс оперативная работа. Это все у нас в Латвии делается. А вот чего мы не делаем, так это не оказываем социальной поддержки. Если бы полицейский боялся потерять свою работу, это была бы самая лучшая профилактика коррупции.
Например, если бы полицейские после определенного срока выслуги получали бы право на беспроцентный кредит на жилье от государства.
А еще лет через 15 — погашение остатков долга за это жилье. Вот были бы соцгарантии, тогда и можно было бы спрашивать с полицейских по полной. А сейчас что им терять? Только досрочную пенсию. Но многие работают и после достижения пенсионного возраста. И что их удерживает?
Быстрее всего отреагировали сами полицейские, точнее, их профсоюз. Член правления профсоюза Алексей Росликов направил заявление на имя защитника прав человека, в котором пожаловался на дискриминацию полицейских и назвал новую антикоррупционную меру неэффективной. Sputnik связался с председателем полицейского профсоюза Агрисом Суной и также попросил прокомментировать данный приказ.
— Прежде всего этот приказ оскорбителен и только потом не эффективен, — заявил Суна. — Для взяточников он не помеха, а вот честным полицейским создает оскорбительные неудобства. Вообще, сегодня взяточничество в дорожной полиции далеко не так распространено, как лет десять назад. Тогда это была хлебная должность, и все об этом знали. Но за десять лет меры по предотвращению коррупции шагнули далеко вперед. В машинах дорожных полицейских стоят видеорегистраторы, которые позволяют отслеживать в любой момент работу полицейских в видео- и аудиорежиме. В машинах размещены датчики GPS, и можно увидеть, где находится каждая машина. Это правильные, полезные меры. В прошлом году намеревались каждого полицейского снабдить и видеорегистратором, чтобы его любое слово, любой жест можно было контролировать. И против этого мы не возражали, наоборот, поддерживали. Так же, кстати, как и предложение вшивать в форму полицейских GPS датчик, чтоб контролировать их местонахождение. Но запрет на ношение суммы денег, недостаточной для любой серьезной покупки, это уже слишком.
Sputnik поинтересовался у председателя полицейского профсоюза, в чем проблема, можно же иметь деньги на карточке?
— Проблема этическая. Конечно, технически возможно вообще без денег на службу ходить. Но тут дело принципа. Кому стоит задача жизнь осложнить? Честным полицейским или взяточникам? Взяточников и так все время ловят, при помощи техники и оперативной работы.
Суна рассказал, что если раньше в дорожной полиции было больше желающих работать, чем мест, то теперь ситуация обратная. Сотрудников не хватает, и сильно. Причем не хватает не только дорожных полицейских, но и других тоже.
— Сейчас в латвийской государственной полиции 7 тысяч штатных мест, — рассказал Суна. — А занято только 6 тысяч. Кто будет обыски устраивать, когда в самой системе людей мало? Всем работникам МВД не так давно обещали прибавку, не только полицейским, но и пожарным, охранникам в тюрьмах, у которых тоже кадровые проблемы. Обещали прибавку в 150 евро, но ловким движением пера зарплату прибавили, доплаты убавили, и у некоторых даже стало выходить меньше… У кого на 20 евро, а у кого и на 40. Есть и такие, у которых вышла прибавка. Но не на 150, а на те же 20-40 евро. У некоторых счастливчиков — даже на 80. Про одного начальника рассказывали, что у него зарплата на 400 евро выросла. Но у большинства все практически осталось как было…
— К примеру, к концу смены, в последние 15 минут, приходит вызов на аварию, полицейский выезжает, измеряет, опрашивает, оформляет — и проводит еще три часа, — рассказывает Суна. — И вы думаете, ему кто-то это оплачивает? Нет!
Председатель полицейского профсоюза полагает, что новый непродуманный приказ может породить череду увольнений.
— Многие сотрудники дорожной полиции работают уже много лет и уже сейчас могут уйти на пенсию, — рассказал Суна. — Если их публично унизить, то они вполне могут так и поступить. Представляете, если сейчас сразу человек 200—300 положат на стол заявления об уходе?
Где найдут на их места людей, согласных за такие деньги работать на улице, под постоянным видеоконтролем, а теперь еще и угрозой публичного обыска? Это же унизительно…
Кстати, представители некоторых профессий уже оказались в таком положении. Кассиры супермаркетов не могут на рабочем месте держать ни копейки. Кассиры валютных киосков могут иметь на руках сумму, не превышающую два оклада. Есть ограничения на наличие денег и у почтальонов.