РИГА, 16 фев — Sputnik, Андрей Солопенко. По данным опроса Центра исследования рынка и общественного мнения SKDS, проведенного в январе нынешнего года, для абсолютного большинства жителей Латвии при выборе продуктов питания важно, чтобы они были произведены в родной стране.
Такого мнения придерживается 61% респондентов, из которых 21% происхождение продуктов оказалось очень важным, а 40% — скорее важным. В свою очередь, тех, кому не важно латвийское происхождение продуктов питания, явное меньшинство — 36%. Из них 10% полностью не важно в какой стране произведены продукты, тогда как 26% опрошенных жителей Латвии это скорее не важно. В то же время 3% латвийцев затруднились ответить на этот вопрос.
Доля патриотов уменьшается
Данный опрос Центр SKDS проводит ежегодно, в январе, начиная с 1999 года.
Как отметил у себя в Twitter директор SKDS Арнис Кактиньш: "Связанный с приобретением продуктов питания националпатриотизм в Латвии продолжает уменьшаться".
"Что является очень плохой новостью для местных производителей продуктов", — добавил он.
Ar pārtikas iegādi saistītais nacionālpatriotisms Latvijā turpina samazināties. Tā ir slikta ziņa vietējiem pārtikas ražotājiem:(pic.twitter.com/CJUKhHcMUI
— Arnis Kaktiņš (@ArnisKaktins) 16 февраля 2017 г.
Действительно, по данным Центра SKDS, удельный вес патриотов, ратующих за выбор местных продуктов, плавно снижается уже шестой год подряд. Если в 2012-м доля таких людей составляла 68%, то сейчас она уменьшилась на 7%. Тогда как удельный вес респондентов, находящихся на противоположных позициях, наоборот, вырос на те же самые 7%.
Таким образом, ясно видно, что хоть пока для большинства латвийцев выбор местных продуктов питания все еще остается важным, но для многих из них определяющим фактором становится не его происхождение, а другой критерий. В связи с тем, что около пятой части жителей Латвии, по данным Центрального бюро статистики, подвержены риску бедности, то, видимо, это — цена.
Под влиянием кризиса
Больше всего "продуктовых патриотов" было в первой половине 2000-х, в так называемые жирные годы, когда благодаря дешевым кредитам экономика страны росла, а потребление людей увеличивалось. В период с 2001 по 2007 год удельный вес респондентов, предпочитающих латвийские продукты импортным, в среднем составлял 75%.
В свою очередь, в 2008 году, когда Латвию накрыл серьезный экономический кризис, а у значительного количества населения резко сократились доходы, удельный вес "продуктовых патриотов" резко снизился. Следовательно, можно предположить, что многие латвийцы предпочли экономить на еде и покупать более дешевые продукты, произведенные в других странах.
Однако, что интересно, с момента окончания экономического кризиса, доля жителей, которым важно происхождение продуктов питания, не вернулась к своим прежним показателям. Лишь в 2012 году она несколько выросла, но потом опять стала снижаться, что продолжается до сих пор.
Видимо, многие латвийцы за прошедшие годы уже привыкли к более дешевым иностранным продуктам и не хотят покупать местные, которые дороже. Поэтому, даже если уровень благосостояния населения вырастет, не факт, что это отразится на прибыли латвийских продуктовых компаний, и единственное, что они могут сделать для привлечения покупателей, — это снизить цену.